Училище благочестия
Злоба Юлиана на христиан и возмездие Божие
Святой Григорий Богослов ещё в своей юности предвидел, сколь пагубен для христианской веры Юлиан, после наречённый Отступником. Обучаясь вместе с ним в Афинах, он часто вздыхал: «Величайшее из всех зол питает в себе земля Римская!» Это пророчество совершенно сбылось, когда Юлиан сделался императором. Его благоволение к еврейскому народу и упорное желание построить Иерусалимский храм, его уважение к языческим жрецам и презрение к христианским епископам, его непрестанные кощунства над Евангельской верой и казни тех, кто говорил хоть что-то предосудительное об идолопоклонстве, - всё угрожало христианству.
Особенно богоотступник ненавидел Кесарию Каппадокийскую. Причиной этого была ревность в вере тамошних христиан, пасомых святителем Василием Великим.
Св. Василий ВеликийЧашу бешенства Юлиана дополнило разорение капища нечистого идола, которого называли Тихи, что значит Фортуна или счастье. Это капище было весьма почитаемо, и в нем Юлиан, когда бывал в Кесарии, ежедневно приносил свои нечестивые жертвы. Случилось так, что торжество по случаю брака кесарийского христианина Евпсихия совпало с нечестивым идольским праздником. Увидев эллинов, идущих в капище для принесения жертв, святой Евпсихий воспламенился ревностью по Господе: взяв с собою множество христиан, он пошел и сокрушил идолов и храм идольский разорил до основания.
Эллины тотчас донесли об этом царю Юлиану. Император, услышав о разорении храма своих богов, исполнился великой ярости, гневаясь не только на Евпсихия, но и на весь город. Он тотчас повелел захватить всех почетных граждан, и одних из них предал смертной казни, а других отправил в заточение и лишил имущества; отнял он также имущество и у всех кесарийских церквей, а духовных лиц велел записывать в военную службу и насильно отводить в полки. У города было отнято почетное имя "Кесария", которое он получил в царствование Клавдия, и велено было называться прежним его именем "Маза"; он был исключен из числа городов и низведен в разряд селений, а на жителей его, верных христиан, была наложена великая дань с строжайшим приказанием непременно восстановить разоренное капище. Юлиан с клятвою угрожал, что он не перестанет держать город под опалой и не оставит в живых галилеян (так он называл христиан), если они не выстроят заново разоренного языческого храма.
Святого же Евпсихия, как главного виновника разрушения храма, Юлиан велел предать мучениям и принудить его к принесению жертв идолам. Но Христов воин не уступал и мужественно стоял в исповедании имени Христова. После долгих и тяжких истязаний ему отрубили голову [это было в 362 году]. Верные взяли святое тело его и похоронили с честью.
В это время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил чрез Каппадокию и приближался к Кесарии; городу угрожала великая опасность, так как беззаконный мучитель уже явно высказывал намерение разорить город до основания. Тогда святой Василий Великий, воздавая Юлиану честь, как кесарю, вышел ему на встречу и поднес на благословение три ячменных хлеба, какими сам питался.
Император велел своим оруженосцам взять эти хлебы, а святому Василию дать горсть сена со словами:
- Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено.
Святой Василий Великий отвечал:
- Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью своею претворить сено в хлеб - естественную пищу человеческую.
Юлиан же гневно сказал ему:
- Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю город сей до основания и место его вспашу плугом и обращу в поле. Ибо мне небезизвестно, что по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны.
Юлиан отправился в свой путь, а святитель Василий продолжил молиться Богу, да просветит Он преступника Своею благодатью и пошлёт на него дух умиления и покаяния.
Между тем Юлиан, вступив в Персию и рассеяв несколько неприятельских отрядов, принёс за это благодарственные жертвы идолам и всенародно поклялся перед истуканом Зевса, что он по окончании войны непременно истребит христианство.
Узнав об этом, святой Василий Великий потерял всякую надежду видеть обращение отступника. Тогда, оставшись один в церкви, он повергся пред иконою Пресвятой Богородицы, у ног Которой было изображение святого великомученика Меркурия в виде воина с копьем. Молился же святитель о том, чтобы Бог не попустил гонителю и губителю христиан Юлиану возвратиться живым с Персидской войны. И вот он увидел, что образ святого Меркурия, стоявшего близ Пресвятой Богородицы, изменился и изображение мученика на некоторое время стало невидимо. Спустя немного времени, мученик снова показался, но с окровавленным копьем.В это самое время Юлиан был поражён в битве насмерть невидимой рукой.
(См.: Страдание святого мученика Евпсихия. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского)
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна