Протоиерей Серафим Слободской
Закон
Божий
Свойства Божии
Бог открыл нам о Себе, что Он - бестелесный и невидимый Дух
(Иоан. 4, 24).
Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей
(как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш
видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.
Для объяснения приведем пример из нашего земного
мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение
воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и
сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него
не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления,
мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.
Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся
некоторым праведным людям видимым образом - в подобиях, или как бы в
отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а
иначе они погибли бы от Его величия и славы.
Бог сказал Моисею: "человек не может увидеть Меня и остаться в живых"
(Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем
смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на
сотворившего его Бога. Ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16).
Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).
Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось,
родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все
временно - все имеет свое начало и свой конец.
Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а
был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала,
Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог - вне времени.
Бог всегда есть.
Поэтому Он называется вечным.
Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6).
Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется - растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.
Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой
перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не
изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется
навеки.
Бог всегда одинаковый.
Поэтому Он называется неизменяемым.
Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37).
Человек если захочет что-нибудь сделать, ему
нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи
красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из
металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может
устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и
греет, и многое другое.
Только для одного Бога нет ничего невозможного,
нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и
сотворил его, из ничего, одним Своим словом.
Бог все может сделать, что пожелает.
Поэтому Он называется всемогущим.
Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12).
Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет
такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может
укрыться от Него.
Бог - везде.
Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).
Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13).
Человек может многому научиться, многое узнать,
но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может
знать будущее, не может все слышать и все видеть.
Только один Бог знает все, что было, что есть и
что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время
все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и
говорим, но и что мы думаем и чего желаем.
Бог всегда все слышит, все видит и все знает.
Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).
Бог всеблагий (Матф. 19, 17).
Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.
Только Бог любит нас всех и в высшей степени
любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все,
что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы
людей.
Вот, как об этом учит один Епископ: "Кто даровал
нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную
рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить... Нас
окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде
снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем
на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для
поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы
ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и
согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе
нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев,
сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения!
Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было
даровать нам их".
Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.
Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).
И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.
Бог всеправедный (Псал. 7, 12; 10, 7).
Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.
Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда
хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины
праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело,
если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми
делами.
Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.
Бог вседовольный (Деян. 17, 25).
Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.
Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.
Поэтому Он называется вседовольным.
Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15).
Бог не только вседовольный, но всегда имеет в
Самом Себе наивысшую радость, - полное блаженство или, как мы говорим,
наивысшее счастье.
Поэтому Бог называется всеблаженным.
И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.
Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.
Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем,
потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в
Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем
управляет.
Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.
ВОПРОСЫ: Какие свойства Божии? Почему мы называем
Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим,
всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным? Почему мы называем
Его Творцом и Создателем? Вседержителем, Владыкою, Царем и
Промыслителем?