А.П. Лопухин
Библейская история Ветхого Завета
Примечания
к Библейской истории Ветхого Завета
Период первый
[1] Быт. 1:1-25, 30, 31; 2:1-6.
[2] Глаголу бара соответствует лат. creavit.
[3] На это, отчасти, указывает и самый оборот еврейского подлинника в первом стихе: «Берешит бара Элогим эт гаш-шамаим ве эт гаарец, т.е. «В начале сотворил Бог небо и землю».
[4] Под небом разумеется как звездный, так, и главным образом, высший духовный мир, сотворение которого совершилось раньше сотворения земли, так что ангелы, как служащие духи, уже исполняли волю Божию и славословили Творца при совершении Им отдельных актов творения (Иов. 38:7).
[5] Хаос — от греч. лью, сливаю все вместе, перемешиваю. В Библии это слово не употребляется, но самое понятие содержится в повествовании и находит себе подтверждение у отцов церкви, напр., у Вас. Великого и Григория Богослова. Евр. тогу-ва-богу соответствует этому представлению.
[6] См. первое приложение в конце книги.
[7] Быт. 1:26-29; 2:7-25.
[8] Быт. 3 гл.
[9] Форма проклятия змею: «ты будешь ходить на чреве твоем» (Быт. 3:14) дала повод возникновению впоследствии предания, что до этого проклятия змей ходил в стоячем положении. Но этому противоречит самое устройство организма змея, очевидно, приспособленного именно к ползанию, совершаемым с замечательным искусством. Смысл проклятия тот, что в наказание за коварство, сделавшее из змея пагубное орудие исконного врага для погубления человеческого рода, естественный способ его передвижения, отнюдь сам по себе не унизительный и не жалкий, а напротив, возбуждающий удивление своим замечательным проворством и изумительною изворотливостью, сделался отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как такой, должен был возбуждать (как и возбуждает теперь) ужас, отвращение и презрение. «Пресмыкание» сделалось отселе синонимом низости и позора.
[10] Быт. 4 и 5 гл.
[11] Вот последовательный ряд представителей этого поколения: Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал и Ламех (Быт. 4:18). Встречающиеся здесь имена Еноха, Мафусала и Ламеха не нужно смешивать с подобными же именами в другом поколении — Сифовом.
[12] В синод, переводе Быт. 4:23: «я убил мужа в язву мне». Принятая в тексте форма, хотя менее точна, но зато более соответствует общему смыслу этого места.
[13] Быт. 4:23, 24.
[14] По еврейскому тексту счисление представляется в таком виде: Адам — 130, Сиф — 105, Енос — 90, Каинан — 70, Малелеил — 65, Иаред — 162, Енох — 65, Мафусал — 187, Ламех — 182, Ной — 500, Сим до потопа — 100. Сумма этих цифр — 1656 составляет количество лет от сотворения Адама до потопа.
[15] Замечания о библейской хронологии см. в конце книги, прилож. II.Период второй
[1] Быт. 6:5-8 гл.
[2] По еврейскому тексту — в самый год наступления потопа.
[3] Если считать локоть в 21 дюйм (т.е. 12 вершков), то это составит 525 футов длины, 87 1/2 ширины и 52 1/2 высоты. По вычислению бл. Августина (о граде Божием 15:26), размеры ковчега в его трех измерениях были те же, что и пропорциональные размеры нормального человеческого тела, «длина которого от подошвы до маковки в шесть раз более ширины груди и в десять раз более толщины или глубины лежащей фигуры человека, измеряемой по прямой линии от земли». В 1609 году один голландец, Петр Янсен в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось, что при такой форме корабль представляет гораздо большую вместительность (именно на одну треть), чем при обычной форме построения кораблей. О библейских мерах см. в конце книги.
[4] Быт. 9:17.
[5] См. в конце книги, прилож. III.
[6] Быт. 9:18 — 10-11 гл.
[7] Столпотворение вавилонское, Быт. 11:1—9.
[8] Разногласие в определении этого времени зависит от того, что единственными данными для его определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять значительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у которого чрез 2 года после потопа родился Арфаксад. В этом показании сходятся все три текста, и потому разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из следующей таблицы:
Арфаксад
Каинан
Сала
Евер
Фалек
Рагав
Серух
Нахор
ФарраЕвр.
35
—
30
34
30
32
30
29
70Греч.
135
130
130
134
130
132
130
79
70Самар.
135
—
130
134
130
132
130
79
70Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаритянский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокращение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тексте совершенно не значится Каинана. В виду полного согласия греческого и самаритянского текстов, показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.
Период третий
[1] Быт. 11:26-32; 12-13 гл.
[2] Пребывание Аврама в Египте, Быт. 12:10—20.
[3] Разлучение Аврама с Лотом, Быт. 13.
[4] Имя этого царя открыто на памятниках и читается Кудур-Лагамар, равно как и имена его союзников. Быт. 14:1—16.
[5] Встреча Аврама с Мелхиседеком, Быт. 14:17—23.
[6] Четвертое явление Господа Авраму, Быт. 15.
[7] Сара и Агарь, Быт. 16.
[8] Установление обрезания, Быт. 17:10—14.
[9] Быт. 14-23-25:1-10.
[10] Гибель беззаконных городов, Быт. 19.
[11] Быт. 20.
[12] Рождение и обрезание Исаака, Быт. 21.
[13] Жертвоприношение Исаака, Быт. 22.
[14] Кончина Сарры, Быт. 23.
[15] Женитьба Исаака, Быт. 24.
[16] Последние дни жизни и кончина Авраама, Быт. 25:1—18.
[17] Быт. 25:19 - 27, 28:1-5.
[18] Дети Исаака, Быт. 25:20—34.
[19] Быт. 26; Ср. Быт. 20.
[20] Благословения Исаака, Быт. 27:1—40.
[21] Удаление Иакова в Месопотамию, Быт. 27:41 — 28:22.
[22] Быт. 28-30.
[23] Видение лестницы, Быт. 28:12—22.
[24] Встреча Иакова с Рахилью, Быт. 29:1—12.
[25] Женитьба Иакова, Быт. 29:13 и сл.
[26] Возвращение Иакова на родину, Быт. 31.
[27] Терафимы — небольшие вавилонские изображения идолов, — знак того, насколько идолопоклонство проникло и в дом родства Авраамова.
[28] Встреча с Исавом, Быт. 32 и 33.
[29] Молитва Иакова, Быт. 32:9—12.
[30] Борьба Иакова с Богом, Быт. 32:24—30.
[31] Быт. 37, 39-41 гл.
[32] Первая поездка сыновей Иакова в Египет. Быт. 42 гл.
[33] Вторая поездка братьев Иосифа в Египет. Быт. 43—45.
[34] Переселение Израиля в Египет, Быт. 46, 47:27.
[35] Благословения Иакова, Быт. 49:1—28.Период четвёртый
[1] Исх. 1 гл. и сл.; см. нашу «Библ. историю при свете новейших исследований и открытий», т. I, гл. XXXII, стр. 507 и сл.; Ebers, Egypten u Biicher Moses.
[2] Исх. 2-4 гл.
[3] Амрам был внук Левия чрез Каафа, Иохаведа доводилась ему теткой (Исх. 6:18—20).
[4] Призвание Моисея, Исх. 3 гл.
[5] Исх. 5-13 гл.
[6] Первая казнь, Исх. 7:17—25.
[7] Вторая казнь, Исх. 8:2—14.
[8] Третья казнь, Исх. 8:16—19.
[9] Четвертая казнь, Исх. 8:20—32.
[10] Пятая казнь, Исх. 9:1—7.
[11] Шестая казнь, Исх. 9:8-11.
[12] Седьмая казнь, Исх. 9:18—34.
[13] Восьмая казнь, Исх. 10:3—19.
[14] Девятая казнь, Исх. 10:21—29.
[15] Установление Пасхи, Исх. 12:1—28.
[16] Десятая казнь, Исх. 12:29—33.
[17] Исх. 13:17 и сл.
[18] Переход чрез Чермное Море, Исх. 13:17—15:21.
[19] Исх. 15 гл.
[20] Исх. 15:22- 18 гл.
[21] Исх. 15:23-26.
[22] О станах в пустыне см. прилож. VI.
[23] Вади — ложбина, по которой в дождливое время протекает ручей, пересыхающий на лето.
[24] Чудесное пропитание, Исх. 16:4—35.
[25] О манне см. в конце книги, прилож. VII.
[26] 1 Кор. 10:4.
[27] Битва с амаликитянами, Исх. 17:8—16.
[28] Встреча с Иофором, Исх. 18:1-27.
[29] Исх. 19-32-40; Числ. 1-4 гл.
[30] Десятословие, Исх. 20:1—17.
[31] Поклонение золотому тельцу, Исх. 32 гл.
[32] Исх. 34 гл.
[33] Построение скинии, Исх. 35—40.
[34] Лев. 10:1, 2.
[35] Числ. 10:11 - 36.
[36]О станах в пустыне см. прилож. VI.
[37] Числ. 11.
[38] Соглядатаи, Числ. 13 и 14 гл.
[39] Считая и те два года, которые израильтяне уже странствовали в пустыне.
[40] Числ. 15:32-36.
[41] Возмущение Корея, Числ. 16 гл.
[42] Жезл расцветший, Числ. 17 гл.
[43] Числ. 20:1-13.
[44] Числ. 20:1.
[45] Кончина Аарона, Числ. 20:22—29.
[46] Числ. 21:4-9.
[47] Числ. 21:10-35.
[48] История Валаама, Числ. 22—24.
[49] См. в конце книги, прилож. VIII.
[50] Общее название царей амаликитских, как фараон — название царей египетских.
[51] Числ. 24:17.
[52] Числ. 25-27:31.
[53] Прощание и кончина Моисея, Второз. 31—34.
[54] Подробнее см. в нашем сочинении: «Законодательство Моисея. Исследование о семейных, общественных и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения». С.-ПБ, 1882 г.
[55] Лев. 25:23.
[56] Материальное положение колена Левиина в общем было следующее: при разделе обетованной земли им не было дано особого земельного надела, чтобы оно свободнее могло предаваться служению Богу (Числ. 35:2—6; Второз. 18:1—2, 5). Оно получило только для обитания сорок восемь городов, избранных среди различных колен с окружающим их полем в две тысячи локтей. Из них священники, сыновья и потомки Аарона имели тринадцать городов, расположенных в коленах Иуд ином, Симеоновом и Вениаминовом. Шесть из 48 левитских городов были в то же время городами убежища, именно города — Хеврон, Сихем и Кедес к западу от Иордана и Голан, Рамоф Галаадский и Бецер к востоку от него (И. Нав. 20:7—8). Что касается собственно средств существования, то они доставлялись колену Левиину в виде десятины, которая состояла в том, что все израильтяне обязаны были каждый год платить левитам десятую часть своих доходов — от земли и скотоводства (Числ. 18:11-13; Второз. 14:22 и сл.; 15:19; 18:4; 26:2-12; Лев. 7:7—15, 32—34). Левиты, в свою очередь, платили десятину на содержание священников. Эти последние имели, кроме того, долю в большинстве приносившихся народом жертв (Числ. 5:9—15; Второз. 18:3); все дары возношения и все заклятое, т.е. освященное по обету, отходили в их собственность (Числ. 18:10—14). Священникам же отходили и деньги, возвращавшиеся по суду потерпевшим, в случае неоставления ими по себе наследников (Числ. 5:6—8).Период пятый
[1] Из них Фавор имеет 1 865 фут. высоты, Кармил — 1 720 ф., Гаризим 2 650 ф., Гевал — 2 700, Сион — 2 610, Елеонская — 2 700 ф. над уровнем моря.
[2] Указывая на это, Моисей в своем благословении Асирову колену сказал, что оно «окунет в елей ногу свою» (Второз. 33:24).
[3] Кн. И. Навина, гл. 1 и сл.
[4] Взятие Иерихона, И. Нав. 5:13—6:26.
[5] Матф. 1:5.
[6] Поражение при Гае, И. Нав. 7.
[7] Клятва, И. Нав. 8.
[8] Хитрость гаваонитян, И. Нав. 9.
[9] Борьба с союзом хананейских царей, И. Нав. 10—12.
[10] См. прилож. IX в конце книги.
[11] Раздел земли, И. Нав. 13—21.
[12] И. Нав. 22 гл.
[13] Кончина И. Навина, гл. 24.
[14] Общее состояние народа в это время: Суд. 1-3:7. См. в нашей «Библ. Истории при свете нов. исслед.». т. I, стр. 893 и сл. См. также И. Троицкого, «Религиозно-нравственное состояние евреев во времена судей».
[15] Суд. 2:10-13.
[16] Хусарсафем был царь «Арама двух рек», т.е. Месопотамии. Так как из Арама призываем был и Валаам для проклятия израильтян, то, вероятно, этот царь был союзником постоянных врагов Израиля — моавитян и мадианитян. Суд, 3:8 и сл.
[17] Аод, Суд. 3:12-14.
[18] Хананейское иго и правление Деворы, Суд. 4 и 5 гл.
[19] Имя Варак или Барак — ханаанитского происхождения, и замечательно, что это же имя носила знаменитая карфагенская фамилия Барка, из которой вышел гениальный полководец Ганнибал.
[20] Гедеон, Суд. 6-9; Иеффай, Суд. 10 гл.
[21] Самозванство Авимелеха, Суд. 9.
[22] История Иеффая, Суд. 11—12:7.
[23] Суд. 13-16 гл.
[24] О законах назорейства см. Числ. 6:1—21.
[25] Суд. 17-21; Книга Руфь.
[26] 1 Книга Царств 1—3.
[27] 1 Цар. 2:12-25.
[28] Рождение и воспитание Самуила, 1 Цар. 1 и сл.
[29] Суд Божий над домом Илия, 1 Цар. 4—7:2.
[30] Цар. 7:3-17.
[31] Правление сыновей Самуила и вопрос об избрании царя, 1 Цар. 8:1-22.Период шестой
[1] 1 Цар. 9-16.
[2] Помазание Саула на царство, 1 Цар. 9 и 10.
[3] 1 Цар. 11.
[4] Война с филистимлянами, I Цар. 13 и 14.
[5] Поражение амаликитян, 1 Цар. 15.
[6] Помазание Давида, 1 Цар. 16.
[7] 1 Цар. 16:14 - 17-31.
[8] Единоборство Давида с Голиафом, 1 Цар. 17.
[9] 1 Цар. 18:6 и сл.
[10] Давид и Ионафан, 1 Цар. 18:1; 20.
[11] 1 Цар. 21.
[12] Гонения Саула на Давида и странническая жизнь последнего, 1 Цар. 22 и сл.
[13] Кончина Самуила, 1 Цар. 28:3.
[14] Нашествие филистимлян и кончина Саула, 1 Цар. 31.
[15] Волшебница Аэндорская, 1 Цар. 28:7—25.
[16] Кончина Саула, 1 Цар. 31.
[17] 2 Цар. 1:17-27.
[18] 2 Цар. 2-7.
[19] 2 Цар. 4 гл.
[20] 2 Цар. 5 гл.
[21] 2 Цар. 5:5.
[22] Завоевание Иерусалима, 2 Цар. 5:6—10.
[23] 2 Цар. 5:10.
[24] Перенесение ковчега, 2 Цар. 6.
[25] Завоевания Давида, 2 Цар. 8.
[26] 2 Цар. 7.
[27] 2 Цар. 9.
[28] 2 Цар. 11-18.
[29] Аммонитская война и падение Давида, 2 Цар. 10—12.
[30] Грехопадение Давида, 2 Цар. 11:2 - 12.гл.
[31] Семейные огорчения Давида, 2 Цар. 13.
[32] Восстание Авессалома, 2 Цар. 14:25, 26; 15 и сл.
[33] 2 Цар. 16:15-23; 17 и 18.
[34] Восстание Савея, 2 Цар. 19:41-43; 20.
[35] 2 Цар. 21 и сл.
[36] 2 Цар. 21:1-14.
[37] 2 Цар. 21:15-22.
[38] 2 Цар. 22; Пс. 17.
[39] Исчисление народа, 2 Цар. 24; ср. 1 Парал. 21,
[40] Возмущение Адонии, 3 Цар. 1:5—53.
[41] Кончина Давида, 3 Цар. 2:1-11.
[42] 3 Цар. 2:12 и сл.; 2 Парал. 1 и сл.
[43] 3 Цар. 3:1; 9:15-17.
[44] 3 Цар. 3:3-15.
[45] 3 Цар. 4.
[46] 3 Цар. 3:16-28.
[47] 3 Цар. 4:29-31.
[48] 3 Цар. 4:29-34.
[49] Построение храма, 3 Цар. 5—7; 2 Парал. 2—7.
[50] 3 Цар. 6:1 и сл.
[51] Освящение храма, 3 Цар. 8 гл.
[52] Висон — тончайшая белая полотняная материя, составлявшая в древности принадлежность священных и других высокопоставленных особ.
[53] Молитва Соломона, 3 Цар. 8:23—53.
[54] 3 Цар. 8:65, 66.
[55] 3 Цар. 9, 10 и 11.
[56] 3 Цар. 9:1-9.
[57] Посещение царицы Савской, 3 Цар. 10.
[58] Падение Соломона, 3 Цар. 11.
[59] Потворство идолопоклонству со стороны Соломона, 3 Цар. 11:1-8.
[60] Восстание на окраинах, 3 Цар. 11:14—25.
[61] Восстание Иеровоама, 3 Цар. 11:26—40.
[62] 3 Цар. 11:41-43; 2 Парал. 9:29-31.
[63] 2 Цар. 11:14; 2 Парал. 2:11.Период седьмой
[1] 3 Цар. 12; 2 Пар. 10.
[2] Царствование Иеровоама 1-го, 3 Цар. 12:20 — 13.
[3] Начало религиозного раскола, 3 Цар. 12:26—33.
[4] Обличение со стороны пророка, 3 Цар. 13 гл.
[5] 3 Цар. 14 гл.
[6] 3 Цар. 14:20.
[7] Династия Ваасы, 3 Цар. 15:33 и сл.
[8] Царствование Ровоама, 3 Цар. 14:29—31; 2 Парал. 12:13-16.
[9] Нашествие Сусакима, 3 Цар. 14:25—28; 2 Парал. 12:2-11.
[10] Царствование Авии, 3 Цар. 15:1, 2; 2 Парал. 13:1, 2.
[11] Царствование Асы, 3 Цар. 15:9-24; 2 Парал. 14, 15.
[12] Царствование Иосафата, 3 Цар. 15:24; 22:41, 42; 2 Парал. 17:1 - 20:31.
[13] Царствование Ахава, 3 Цар. 18—22.
[14] Пророк Илия, 3 Цар. 16:29 — 4 Цар. 2:18.
[15] Предсказание о засухе, 3 Цар. 17:1; Ср. Иак. 5:17, 18.
[16] Пребывание в Сарепте, 3 Цар. 17:8—24. Из сопоставления 3 Цар. 17:8—9; Авд. 20; Лук. 4:26 можно заключать, что эта вдова была евреянка, находившаяся в замужестве за финикиянином, в роде матери художника Хирама.
[17] Испытание веры, 3 Цар. 18.
[18] Все эти жрецы Ваала в сущности были израильтяне, отступники истинной веры, а за отступление к идолопоклонству назначалась смертная казнь. См. Второз. 13:15—16.
[19] Пророк Елисей, 4 Цар. 2:19 - 10:13.
[20] Дело о винограднике Навуфея, 3 Цар. 21.
[21] Войны Ахава, 3 Цар. 20—22.
[22] Царствование Охозии, 3 Цар. 22:51; 4 Цар. 1.
[23] Взятие пророка Илии на небо, 4 Цар. 2.
[24] 10-й царь израильский Иорам, 4 Цар. 1:17; 3:1 и сл.
[25] Эта война с Месой, царем моавитским, получила особенный интерес вследствие того обстоятельства, что в недавнее время, именно в 1868 году открыт каменный памятник с надписью на нем от имени этого самого Месы, царя моавитского. Надпись, в общем, рассказывает об этом именно событии, и в ней Меса, между прочим, говорит: «я воздвиг этот камень Хе-мошу (Хамосу) в Кире как камень спасения, ибо он избавил меня от всех грабителей и дал мне увидеть мое желание на всех моих врагах, на Амврие, царе израильском». Далее рассказывается, как и следующие цари израильские угнетали моавитян, но Хемош, их национальный бог, избавил их. В общем, надпись заключает много черт, заставляющих предполагать, что в ней смоавитской точки зрения рассказывается, между прочим, то именно событие, о котором повествуется и в Библии (4 Цар. 3:4—27). Памятник из черного базальта и имеет 3 фута и 10 дюймов высоты, 2 фута ширины и 14 1/2 дюймов толщины. На нем 44 строки, писанных финикийскими буквами. Он найден в развалинах древнего города Дивона, бывшей северной столицы Моава, к северу от реки Арнона. Таким образом, этот неожиданно сохранившийся памятник, воздвигнутый более 2 1/2 тысяч лет тому назад, оказался поразительным свидетелем истинности библейского повествования.
[26] Иорам 5-й царь иудейский, 4 Цар. 8:17; 2 Парал. 21:5.
[27] Охозия 6-й царь иудейский, 4 Цар. 9:29; 2 Парал. 22:1-4.
[28] Исцеление Неемана, 4 Цар. 5 гл.
[29] Два поражения сирийского войска, 4 Цар. 6 и 7 гл.
[30] Гибель Иезавели, 4 Цар. 9:30-37; Ср. 3 Цар. 21:23.
[31] Ииуй — 11-й царь израильский, 4 Цар. 10:11—36.
[32] Иоахаз, 4 Цар. 13:1-9.
[33] Иоас, 4 Цар. 13:9-13.
[34] Кончина Елисея, 4 Цар. 13:14-21.
[35] Иеровоам II, 4 Цар. 14:23-29.
[36] Адма и Севоим — города, погибшие вместе с Содомом и Гоморрой.
[37] Осия, 20-й царь израильский, 4 Цар. 17:1 и сл.; 2 Парал. 26:1-23.
[38] Осада и взятие Самарии ассириянами, 4 Цар. 17:5 и сл.
[39] См. Layard, «Nineveh and Babylon», стр. 148.
[40] Иоас, 8-й царь иудейский, 4 Цар. 12:1—21.
[41] Ахаз, 12-й царь иудейский, 4 Цар. 16:1—20.
[42] Ис. 7:14.
[43] Езекия, 13-й царь иудейский, 4 Цар. 18—20; 2 Парал. 29-32.
[44] Манассия, 14-й царь иудейский, 4 Цар. 21:1—18; Парал. 33:1—20. Молитва Манассии в конце 2 кн. Парал.
[45] Навуходоносор или по вавил. Набу-кудур-уцур означает «бог Набу защищает корону».
[46] Амон, 15-й царь иудейский, 4 Цар. 21:19—26; 2 Парал. 33:21-25.
[47] Иосия, 16-й царь иудейский, 4 Цар. 22 и 23:1—28; 2 Парал. 34.
[48] Все это было во исполнение предсказания, сделанного пророком Иеровоаму I.
[49] Сарак был сын Ассеурбанипала или Сарданапала греческих писателей, с которыми его часто смешивали и который обыкновенно считался последним ассирийским царем, пока новейшие открытия не дали возможности исправить эту ошибку.
[50] Селлум или Иоахаз — 17-й царь иудейский, 4 Цар. 23:31—33. У Иосии было четыре сына: Иоахаз, Иоаким (или Елиаким), Седекия, Селлум. См. 1 Парал. 3:15.
[51] Елиаким или Иоаким — 18-й царь иудейский, 4 Цар. 23:34 и сл.
[52] Первое пленение, Дан. 1 гл.
[53] Иехония, 19-й царь иудейский, 4 Цар. 24:8—16.
[54] Седекия, 20-й и последний царь иудейский, 4 Цар. 24:17 и сл.
[55] Падение Иерусалима и царства Иудейского, 4 Цар. 25 гл.
[56] Продолжительность царствования царей иудейских и израильских:
Цари иудейские: Ровоам — 17 лет (с 980 г. до Р.Х.); Авия — 3; Аса — 41; Иосафат — 25; Иорам — 8; Охозия — 1; Гофолия — 6; Иоас — 40; Амасия — 29; Озия — 52; Иоа-фам — 16; Ахаз — 16; Езекия — 29; Манассия — 55; Амон — 2; Иосия — 31; Иоахаз — 3 месяца; Иоаким — 11 лет; Иехония — 3 месяца; Седекия — 11 лет. Разрушение Иерусалима: 588 г. до Р.Х.
Цари израильские: Иеровоам I царствовал 23 года; На-ват — 2; Вааса — 24; Ила — 2; Замврий — 7 дней; Фамний и Амврий — 4 года; Амврий один — 8; Ахав — 22; Охозия —2; Иорам — 12; Ииуй — 26; Иоахаз — 17; Иоас — 16; Ие-ровоам II — 41; Междуцарствие — 11; Захария — 6 месяцев; Селлум — 1 месяц; Менаим — 10 лет; Факия — 2; Факей — 20; Осия — 9. Разрушение Самарии: 722 г. до Р.Х.
Нужно сказать, впрочем, что хронология периода со времени разделения монархии до разрушения Иерусалима нуждается еще в обстоятельном исследовании на более прочных данных, чего еще невозможно сделать при наличном состоянии науки.
Доселе еще нельзя в точности определить самого момента разделения монархии, вследствие чего хронологи расходятся на два десятилетия: 980—963. Первая из этих цифр определяется суммою лет царствования царей иудейских, а вторая — суммою лет царствования царей израильских. Твердый опорный пункт могла бы дать египетская хронология, если бы она установила дату нашествия фараона Шешонка или Сусакима I на Палестину. Равным образом дальнейшее исследование ассирийской и вавилонской хронологии пролило бы значительный свет на эту еще недостаточно разъясненную область, тем более, что существует немало ассиро-вавилонских памятников, на которых совместно значатся современные цари Ассиро-Вавилонии и Палестины.
Эти данные могли бы пролить свет и на библейские показания о числе лет царствования царей в том или другом из еврейских государств, и при этом, наверно, могло бы оказаться, что показания эти нуждаются в более точном определении того, что, нужно отнести на совместные царствования (напр. отца с сыном) и что нужно отчислить на время междуцарствий. Во всяком случае, даже при теперешнем состоянии науки, с положительностью можно утверждать, что если и встречаются, по-видимому, несогласия между библейской хронологией и хронологией Египта и Ассиро-Вавилонии, то эти несогласия лишь кажущиеся, и напротив, в главных моментах они с поразительной точностью совпадают между собою, и это все более подтверждается каждым новым открытием в истории соприкосновенных стран.Период восьмой
[1] Дан. 1:4.
[2] Дан: 1:20.
[3] Сон Навуходоносора, Дан. 2 гл.
[4] Чудесное спасение трех отроков, Дан. 3.
[5] Наказание Навуходоносору, Дан. 4.
[6] Колонна с золотой статуей на вершине.
[7] Пир Валтасара и взятие Вавилона, Дан. 5.
[8] В русск. синод. переводе в данном месте — перес. В славянском тексте вся надпись: Мани, фекел, фарес.
[9] Валтасар — это, по всей вероятности, Белсарусур клинообразных надписей. Он не был царем в собственном смысле, а только заместителем своего отца Набонида, находившегося в плену у Кира, вследствие чего и Даниил сделан был «третьим» властелином в царстве, так как вторым был сам Валтасар.
[10] Дарий Мидянин (Дан. 9:1) — по предположению или тесть Кира Киаксар, или Гобрия классических писателей, Угба-ру — клинописен, — военачальник Кира.
[11] Откровение о седьминах, Дан. 9 гл.
[12] Указ Кира об освобождении иудеев из плена, 1 Ездр. 1:2-4.Период девятый
[1] Возобновление храма, 1 Ездр. 3:8 и сл.
[2] Так, в русской Библии (вслед за греческой) переводится имя этого царя — Агасвер. С большею вероятностью можно предполагать, что это был Ксеркс 1, деспотический характер которого более соответствует данным библейского повествования. Персидские цари идут в следующем хронологическом порядке: Кир (558-529), Камбиз (529-522), Дарий I Гистасп (521—485), Ксеркс I (485—465), Артаксеркс I Лонгиман (465-424), Ксеркс II (424), Дарий II (424- 405), Артаксеркс II Мнемон (405-365) и др.
[3] Эллинизмом стало называться со времени Александра Великого увлечение всем греческим или эллинским, так как он сам задавался целию объединить весь мир не сколько силою оружия и политики, сколько единством греческого языка, нравов и образования. Евреи, говорившие на греческом языке, назывались эллинистами.
[4] От евр. маккаба — молот.
[5] Во втором храме был только один жертвенник кадильный, один стол хлебов предложения и один светильник (вместо семи); не было в нем уже и ковчега завета с его священнейшими принадлежностями.