Всенощная
Всенощным бдением, или всенощной, называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.
Оно состоит великой вечерни (иногда великого повечерия) с литией и благословением хлебов, утрени и первого часа, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Это Богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве (Мф. 14, 23; 26-46 и др.). "Бодрствуйте и молитесь, - говорил Спаситель апостолам, - чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 41). И апостолы собирались ночью на молитву (см., например, Деян. 20, 7; 25). В эпоху гонений христиане также совершали богослужения ночью.
Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это Богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.
Вместе с тем до нашего времени в большинстве храмов России всенощное бдение служится ночью накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова; накануне некоторых праздников - в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.
Всенощное бдение служится накануне:
- воскресных дней
- двунадесятых праздников
- праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (например память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)
- дней храмовых праздников
- любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.
Над составлением чина всенощного бдения трудились великие молитвенники - святые отцы: преподобные Харитон Исповедник и Савва Освященный, святители Иоанн Златоуст и Софроний, патриарх Иерусалимский, преподобный Иоанн Дамаскин. Глубокое богословское содержание, выработанное веками богатство художественно-музыкального содержания делают всенощную сокровищницей православного богослужения.
Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет своё логическое завершение в Новом Завете. Она напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.
Лития - усердное моление в притворе храма, куда священнослужители выходят из алтаря, как бы изображая Адама, изгнанного из рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину. Молитвы литии - это прошения Церкви за весь мир.
Утреня - вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются новозаветные события.
Первая часть утрени возводит молящегося от покаянного настроения к радости о Боге. Утреня напоминает нам новозаветные времена: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение, то, что Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос положил начало новому благодатному дню жизни вселенной.
См. тж.: Часы
Всенощное бдение. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
О всенощном бдении. - Всенощное бдение и литургия. Разъяснение церковного богослужения
Краткий устав-схема всенощного бдения
Чинопоследование всенощного бдения
Всенощное бдение