Избрание известных лиц для
священства есть дело людей, рукоположение же их не есть дело
человеческое, а Божие. "Правила Апостольские" заповедуют: «Епископа да
поставляют два или три епископа; пресвитера, диакона и прочих клириков,
да поставляет один епископ» (1 и 2-е прав.). Здесь же устанавливается
неповторимость хиротонии (рукоположения). Таким образом, благодать,
подаваемая в хиротонии священства, признается также неизменной и
неизгладимой, как и благодать, подаваемая в крещении.
Однако благодать
хиротонии является особенной и отличной от благодати, подаваемой в
крещении и в таинстве миропомазания.
Преп. Феодор Студит:
Исследовать и испытывать каждого, в каком он состоянии, не должно, ибо благодать и при недостойных нисходит ради приступающих.
Преп. Ефрем Сирин:Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин - не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и
священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин.Древний патерик:"Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него приношение.
Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. - Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря:
"Пресвитер твой грешник, - не позволяй ему более ходить к тебе".
Авва Марк сказал ему: "Сын мой! в Писании сказано: "не судите, да не судими будете" (Мф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его, - я и сам грешник, больше нежели он".
Сказав это, он сотворил молитву, изгнал из человека демона, и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью.
И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к Святой Трапезе, "Я увидел - рассказывал сам старец, - Ангела, сходящего с неба, - он положил руку на главу пресвитера, - и
сей сделался непорочным, стоя при святом приношении, как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, - услышал глас, говорящий мне: "Что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но требует от них великолепия; тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Тайн предстоять гнусными пред небесною славою?""
И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера".
Преп. Иосиф Волоцкий, много сил отдавший на борьбу с ересью жидовствующих, однажды получил от иконописца Феодосия, сына Дионисия, известие о вопиющем случае богохульства священника-еретика.
В житии преп. Иосифа Волоцкого приводится этот рассказ:
«В то время живописец Феодосий, сын живописца Дионисия мудрого, рассказал Иосифу (Волоцкому) следующее чудо. Один из жидовствующих еретиков покаялся; ему поверили и даже поставили во священники.
Однажды, отслужив литургию, он принес домой чашу со Святыми Дарами и вылил их в печь на огонь. Жена его в это время варила пищу и увидела
в печи в огне «отроча малое», которое проговорило: «Ты меня здесь предал огню, а я тебя там предам огню». При этом внезапно раздвинулась крыша дома, прилетали две большие птицы и взяли отроча и полетели на небо; а крыша опять покрыла избу, как и прежде. Жена пришла в сильный страх и ужас. Об этом событии она рассказала соседям».
Из рассказа жены священника, поражённой видением
Богомладенца, в частности, ясно, что, так как священник, хоть и был еретиком, но не был извергнут из сана, ни даже запрещён в служении, то поэтому таинства, совершавшиеся им, были действительны. Бог совершал их и через недостойного священника ради Церкви верных. По слову преп. Ефрема Сирина,
"священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин".
Протоиерей Петр Андриевский:«Ни одно каноническое преступление епископа не дает права подчиненным ему клирикам и мирянам отделяться от него. Только исповедание епископом догматической ереси дает право клирикам и мирянам отделяться от епископа без прещений к ним со стороны Церкви».
Брак священнослужителей
Для епископа существует
обязательство безбрачия. В первые века христианства такое требование не
было обязательным, но уже с апостольских времен епископам дозволялось
уклоняться от брака ради подвига воздержания. Обычай этот укрепился, и
6-й Вселенский Собор сделал его законным правилом.
Что касается
священников и диаконов, то Церковь решила такого обязательного бремени
на них не возлагать и следовать древнему правилу, возбраняя
священнослужителям по получении ими хиротонии вступать в брак, но
допуская к таинству священства лиц, уже связанных браком, и даже
почитая это нормальным. Второбрачные, как и имеющие жену во втором
браке, не могут быть рукополагаемы.
Запрет на изменение безбрачного статуса после хиротонии основывается на следующих Правилах Церкви:
Правила святых Апостолов. Правило 26
Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы.
(
Ап. 5, 51; IV Всел. 14; Трул. 3, 6, 13, 30; Анк. 10; Неокес. 1; Карф. 16; Василия Вел. 69).
Еп. Никодим (Милош) толкует это правило:
"Это
правило находится в тесной связи с подобным же предписанием в
Апостольских постановлениях (17). Оно различает священников женатых
от неженатых и относительно последних предписывает, что таковые не
должны жениться, если вступили в клир неженатыми, а допускает только
право свободно жениться чтецам и певцам, если пожелают. Это Ап. правило
было затем буквально повторено на Трулльском Соборе (6 пр.), причем было
установлено, что, кроме чтецов и певцов, ни один иподиакон, диакон или
пресвитер не смеет после своего рукоположения вступать в брачную связь;
сделавший же это должен быть извержен из священного сана. Желающий
вступить в клир и иметь супругу, должен жениться еще
прежде своего
поставления в иподиаконы. Α почему правило это, как и многие другие,
воспрещает духовным лицам на высших иерархических ступенях жениться
после рукоположения, на это архимандрит Иоанн в толковании данного
правила замечает, что
женитьба духовного лица после рукоположения
показывала бы, что оно не понимает всей высоты телесного воздержания,
приличествующей его сану и, служа соблазном народу, она низводила бы его
до некоторой степени с высоты его сана в ряды обычных мирян. Хотя
женитьба не есть что-либо нечистое, оскорбляющее духовный сан (Ап. прав.
5 и 51), однако,
кто до женитьбы, в девстве, соединился со Христом и
Его церковью в таинстве священства, для того было бы странно и совсем
непристойно после этого связывать себя опять тесными узами с миром.
Совсем иное дело женитьба до рукоположения, когда еще нет таинственной
связи, связующей духовное лицо с алтарем посредством Божественной
благодати; совсем иное представляет также и женитьба церковнослужителей,
не принявших таинства священства, вследствие чего и женитьба их менее
противоречит сущности и значению их служения в церкви".
Церковь предъявляет очень строгие
требования к нравственной чистоте своих членов, особенно духовенства. Будущий священник, как уже было сказано, может вступить в брак только до принятия сана (до рукоположения в иподиакона, диакона, иерея), причем и он, и его избранница должны до брака сохранить
целомудрие. Священник, даже если он овдовеет, не может вступить в повторный брак.
Основанием являются заповеди
Священного Писания и Каноны Церкви:«епископ должен быть непорочен,
одной жены муж… Диакон должен быть муж
одной жены» (1 Тим. 3: 2, 12)
«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен,
муж одной жены…» (Тит. 1: 5-6)
Правила святых Апостолов
Правило 17Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина.
(Ап. 18; Трул. 3; Василия Вел. 12).
Епископ Никодима, Далматинско-Истрийского объясняет:
"В правиле сказано "
после крещения," т. е. не может быть принят в клир тот, кто, как христианин, женился два раза; если же некто был женат один раз до крещения, а после крещения женился во второй раз, то последнее не считалось препятствием для принятия его в клир. В толковании этого правила
Зонара приводит следующие доводы: "Мы веруем, что божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою окрещенные были осквернены до крещения, и никакой грех, совершенный кем-либо до крещения, не может воспрепятствовать новокрещенному для принятия его в священство", Что касается напоминания правила о том, что первый брак до крещения не нужно принимать во внимание, то это объясняется временем издания этого правила, когда почти вся тогдашняя церковь состояла из новокрещенных..."
Правило 18Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина.
(Ап. 17; Трул. 3, 26; Василия Вел. 27).Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)
Правило 6Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая cие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет cие учинити, да будет извержен.
Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит cиe прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера.(Ап. 5, 26, 51; IV Всел. 14; Трул. 3, 13, 21, 30; Анкир. 10; Неокес. 1; Карф. 16; Василия Вел. 69).
Правило 3… согласно определяем, чтобы связавшиеся вторым браком, и, …остававшиеся в порабощении греху, и не восхотевшие истрезвитися от него, подлежали каноническому извержению из своего чина. … кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел: тот не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина. Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную, не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина.
(Ап. 17, 18; Трул. 3, 26; Василия Вел. 12, 27).Правило 26Пресвитер, по неведению обязавшийся неправильным браком, пресвитерским седалищем пусть пользуется, согласно с тем, как законоположено нам в священном правиле, от прочих же действий пресвитерских да удержится: ибо таковому довольно прощения. Благословляти же другаго, долженствующему врачевати собственныя язвы, не подобает. Ибо благословение есть преподаяние освящения: но кто сего не имеет, по причине греха неведения, тот как преподаст другому? Того ради да не благословляет ни всенародно, ни особь, и да не разделяет другим тела Господня, ниже иное служение да совершает, но довольствуяся священнослужительским местом, да просит со слезами Господа отпустити ему грех неведения. Само же по себе явствует, яко таковый неправильный брак разрушится, и муж отнюдь не будет имети сожительства с тою, чрез которую лишился священнодействия.
(Ап. 17; ΙV Всел. 14; Трулл. 3, 6, 21: Неокес. 9; Василия Вел. 27).Архим. Иоанн Крестьянкин писал о тяжких последствиях нарушения канонов:«есть каноны, которые преслушать нельзя.
Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу».
«Вот тебе и первое серьезное испытание и выбор - или, или.
Вот тебе и проверка, насколько серьезны твои намерения служить Богу и людям в священном сане, выбор придется тебе делать самому.
Я только обязан засвидетельствовать тебе, что Богу нужна жертва чистая, и невеста будущего священнослужителя должна быть девой, как и тот, кто собирается принять сан, должен быть девственником.Теперь наблюдаю много катастроф, когда преступают существующие Каноны Церковные. В конечном счете это получается служение не во спасение, но в погибель.Вот и подумай, и взвесь все: или служение Богу в сане, или женитьба на Н., и тогда уж речи о сане быть не может».
См.тж.:Прот. Серафим Слободской. Закон Божий:
Таинство Священства. – Прот. Михаил Помазанский. Догматическое богословиеО священстве. - Пространный катехизис св. Филарета МосковскогоТаинство священства (рукоположение). - Таинства Православной Церкви. Справочник православного человекаТаинство священства. - Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви