Шестопсалмие
Шестопсалмие – это основа первой части утрени. Оно включает шесть избранных псалмов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.
Ввиду важности шестопсалмия, его читают на середине храма, внятно и
неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются.
Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на
землю Христос, прославленный ангельским пением: "Слава в вышних Богу".
Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.
Иеромонах Иов (Гумеров):
"Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14)".
Эта ангельская песнь читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50-го псалма:"Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".
И затем читаются псалмы, разделенные на две части. Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. В псалмах шестопсалмия изображается греховное состояние людей,
исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми
единственная надежда на милосердие Божие. Они равномерно взяты из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142).
«Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)»
(М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная).
Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, "яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших". Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место.
Иером. Иов (Гумеров):
"Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.). Возможно, именно это строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я).
Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на "Аллилуия" полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном "Аллилуия" - три поклона.
Старец Паисий Святогорец на вопрос: "Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?" - отвечал:
"Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится [миру] как Судия".
В середине шестопсалмия, во время начала чтения 4-го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых "утренних" молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.
В "утренних" молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного (Протоиерей Виктор Потапов).
См. тж.:
Утреня
Всенощное бдение (Всенощная)
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна