Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





О динозаврах, драконах и методах датировки



От редакции. В этой подборке мы помещаем несколько статей, которые помогут читателям развеять миф о том, что существование динозавров не вписывается в христианскую картину мира


Преп. Варсонофий Оптинский:

"Китайские и японские легенды о существовании драконов отнюдь не являются фантазиями или баснями, несмотря на то, что ученые европейские натуралисты, вкупе с нашими, отрицают существование этих чудищ. Так, в конце концов, все можно отрицать, просто из-за того, что это не вмещает наше понимание".

(Келейные записки. Цит. По кн.: Иеромонах Серафим (Роуз). Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Москва, Издательский дом «Русский паломник», 2004))

О динозаврах

В ходе дискуссии о Библейском учении о творении один из наиболее часто задаваемых вопросов касается следующего: «А как же быть с динозаврами?»

В качестве введения ко взгляду с христианской точки зрения на эту проблему мы рекомендуем Dinosaurs (1991, третье издание, 2000) и The Real History of Dinosaurs (1991), обе книги написаны Dr. Mace Baker.

Существует много размышлений и малоизвестных фактов относительно динозавров, которые нашли отображение в ряде источников креационистов:

1. Как и ископаемые находки других животных, появление ископаемых динозавров имеет характер внезапности в отчетах об ископаемых, без наличия эволюционных предшественников или переходных форм, соответствующих различным их родам. См. труд Russell М. Grigg «Dinosaurs and Dragons» (Creation Ex Nohilo, том 14, № 3); Ken Ham стр. 19, 114 The Great Dinosaur Mystery Solved.

2. Динозавры обычно не располагаются среди находок ископаемых так, как будто бы они умирали вследствие естественных причин, но наиболее типичное их расположение предполагает катастрофическую гибель, часто необычайно жестокую. Они определенно должны были погибнуть в короткие сроки, останки их обнаруживаются под осадочной породой, потому как не только представляют собой изобильные захоронения, но и во многих случаях первичный костный материал и эпителий фос-силизировался с достаточной сохранностью. Существует большое количество массивных кладбищ динозавров по всему миру. Как пишет Dr. Henry Morris, «Захоронения такого количества громадных созданий буквально настоятельно предполагает некую форму катастрофы».

Все это, очевидно, рассматривается в качестве свидетельства, что динозавры вымерли во время Ноева потопа. Для ознакомления с данными, собранными со всего мира, см. The Genesis Flood. John Whitecomb и Henry Morris, стр. 98—99; That Their Words мая Be Used against Them. Henry Morris, стр. 266—72; The Real History ofDinisaurs. Mace Baker, стр. 31—39; Dinosaurs. Mace Baker, стр. 156; «Exceptional Soft-Tissue Preservation in a Fossilised Dinosaur» (Creation Ex Nihilo Technical Journal, том 12, стр. 8—9; The Great Dinosaur Mystery Solved. Ken Ham, стр. 58, 135); и видеофильм The Footsteps of Leviathan, производства American Portrait Films.

3. Эволюционисты долгое время оспаривали вымирание динозавров на территории всего мира, но в данном случае они до сих пор так и не предоставили на обсуждение адекватную теорию. Ученые-креационисты в своем большинстве согласны, что главной причиной гибели динозавров стало радикальное изменение мира между тем, что он представлял собой во время до Ноева потопа, и мир, условия которого сложились после потопа. Для интересующихся дискуссией, рассматривающей те или иные причины, рекомендуем Dinosaurs by Design. Duane Gish, стр. 76—77; The Real History of Dinausars. Mace Baker, стр 57; The Great Dinosaurs Mystery Solved. Ken Ham., стр. 67—68; и Dinosaurs, the Lost World, and You. John D. Morris, стр. 33.

4. Недавняя находка хорошо сохранившихся (нефоссилизированных) костей динозавра и костей Тиранозавра, в которых, как оказалось, содержатся клетки крови, указывающие на факт, что динозавры не могли вымереть семьдесят миллионов лет назад, как утверждают эволюционисты. См. Margaret Helder «Fresh Dinosaur Bones Found» (Creation Ex Nihilo, том 14, № 3); The Great Dinosaurs Mystery Solved. Ken Ham, стр. 14—16, 108—9; Davis, Liston and Whitemore The Great Alaskan Dinosaurs Adventure; a также видео-фильм The Footsteps of Leviathan производства American Portrait Films.

5. Так как находки ископаемых представляют собой тех животных, которые погибли в течение Ноева потопа, то вопрос, сохранились ли какие-либо динозавры в Ноевом ковчеге, представляет определенную трудность, ответ на который невозможно дать по результатам изучения останков окаменелостей. Нам следует, скорее, обратиться к древнейшей литературе и первейшим повествованиям о человеческой истории после потопа. Эволюционисты не в состоянии дать объяснения «драконам, о которых повествуется в источниках древнейших культур во всем мире, многие из которых содержат поразительные подробности о динозавроподобных созданиях. Креационисты объясняют подобное как относящиеся к тем видам динозавров, которые пережили потоп (сам термин «динозавр» не был известен вплоть до 1841 года).

В Ветхом Завете драконы - динозавры - (на еврейском языке — tannim) упомянуты двадцать один раз. Самое важное упоминание находится в книге Иова, где в главах 40—41 в подробности описывается величественный ящерный динозавр, который «по-ворачивает хвостом своим, как кедром». Для тщательного рассмотрения упоминаний о динозаврах в Библии, рекомендуем: The Real History of Dinosaurs. Mace Baker, стр. 8—49; The Biblical Basis of Modern Science. Henry Morris, стр. 350 — 59. См. также Dinosaurs by Design. Duane Gish, стр. 82—83; и The Remarkable Record of Job. Henry Morris, стр. 115—25.

Креационисты собрали великое множество свидетельств из источников исторической литературы и искусства, указывающие на то, что динозавры сосуществовали наряду с человеком. К сожалению, весь этот материал не был систематизирован в единой антологической работе, и, таким образом, нам остается только собирать отдельные факты из целого ряда источников. К таким принадлежат: «Dinosaurs and Dragons» D. Lee Niermann (Creation Ex Nihilo Tchnical Journal, том 8, № 1); «Dinosaurs and Dragons» Russell M. Grigg (Creation Ex Nihilo, том 14, № 3); That Their Words мая Be Used against Them. Henry Morris, стр. 251—61; After the Flood. Bill Cooper, стр. 130—61; «The Early History of Man, Part 1: Living Dinosaurs from Anglo-Saxon and Other Early Records». Bill Cooper (Creation Ex Nihilo Technical Journal'дом 6, № 1); The Real History of Dinousaurs. Mace Baker, стр. 51— 62, 86—88; The Great Dinosaur Mystory Solved. Ken Ham, стр. 28 — 33, 119—21, 137; и «Messages in Stone». Denis L. Swift (Creation Ex Nihilo, том 19, № 2). Повествование о св. вмч. Георгии Победоносце и драконе представлено Duane Gish в Dinosaurs by Design, стр. 80—81. Одно из лучших введений в данный предмет представляет собой видеофильм The Great Dinosaurs Mystery, сценарист и режиссер Paul Tailor.

Вопрос о том, как динозавры (предположительно, их детеныши) могли собраться в ковчег, достаточно хорошо рассмотрел Russell М. Grigg в своей статье «Dinosaurs and Dragons», Mace Baker в The Real History of Dinosaurs, стр. 28 и Ken Ham в The Great Dinosaur Mystery Solved, стр. 52—58.

(Из кн.: «Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Приложение 5, сост. иеромонахом Дамаскином (Христенсеном). М., Издание Братства преподобного Германа Аляскинского (Платина, Калифорния, США) и Валаамского общества Америки. 2004).


На вопрос:
С большим удовольствием прочитал ваш ответ на вопрос о теории эволюции. Но тогда такой вопрос возникает: А как Православная Церковь относится к палеонтологии, к палеонтологии как к науке и к тому, что находят палеонтологи? Вопрос возник из ответа монахини, которая твёрдо стоит на том, что "Бог создал землю и всё живое на ней за 6 дней", а динозаврам с их миллионолетней историей места в этом графике нет.
Дмитрий, редактор журнала "Палео Мир"


Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Дорогой Дмитрий! Вопрос касается научного статуса палеонтологии. Решить его мы можем только тогда, когда, хотя бы в общих чертах рассмотрим отличительные свойства классической науки и сравним ее с палеонтологией. Характерная особенность науки – предметность и объективность знания. Ее категориальный аппарат и методы формировались применительно к исследованию конкретного заданного объекта. Поэтому структурными единицами научного знания является научный факт (точное и полное эмпирическое описание изучаемого объекта) и теория (логически упорядоченное знание свойств исследуемого объекта). Итогом работы является построение идеальной модели объекта. Адекватность этой модели опытно проверяется. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации (лат. verificatio – подтверждение). Карл Поппер показал недостаточность этого принципа. Он предложил в качестве критерия демаркации метод фальсифицируемости (лат. falsus – ложный): только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым “методологическим решением”) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» (К. Поппер. Логика и рост научного знания). Дальнейшие работы в области логики науки показали, что предложенный К. Поппером принцип есть вариант принципа верификации. Итак, критерием науки является система знаний, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Насколько палеонтология отвечает логическим критериям науки? Первое, что обращает на себя внимание, это чрезвычайно узкая эмпирическая база. Прошлый мир, который палеозоология пытается научно исследовать, представлен в виде следов – незначительных фрагментов. Вместо аналитического описания – реконструкция. Итоговое знание всегда получается гипотетическим (гипотеза – недоказанное утверждение или предположение). Выдвижение гипотез является необходимым этапом формирования научного знания. Но если определенная гипотеза является принципиально неверифицируемой, если ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то она никогда не будет иметь статуса научного знания. Поскольку палеонтология получает знание методом реконструкции, то велика зависимость концептуальных построений от мировоззрения исследователя. В любой науке неизбежен аксиологический (ценностный) аспект. Однако в классической науке он не является определяющим при формировании концепций. В палеонтологии же не так. Основные методологические принципы в ней зависят от мировоззрения ученого. Это не обесценивает научных трудов палеонтологов. Все зависит от того, насколько соответствует истине мировоззрение исследователя. Это хорошо можно увидеть, обратившись к истории палеонтологии. Основатель ее, Ж.Кювье (1769-1832), соединял дарования великого ученого с христианским верой. Он полностью разделял библейское учение о сотворении мира: «Моисей оставил нам космогонию, истинность положений которой удивительнейшим образом подтверждается со дня на день». Ж.Кювье ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», который позволил реконструировать строение многих вымерших животных. Он не признавал изменяемость видов. Последователь Ж.Кювье видный швейцарский зоолог Жан Луи Агассис (1807–1873 гг.), много сделавший для развития палеонтологии, был также противником эволюционизма. Он был христианином. Исследуя природу, Ж.Л.Агассис мог убедиться в том, что: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира». Другие видные палеонтологи этого периода А.Д.Д’Орбиньи во Франции, А.Седжвик и Ричард Оуэн в Англии были противниками эволюционизма.

С появлением в 1859 г. книги Ч.Р.Дарвина «Происхождение видов путем естественного подбора» начинает формироваться «эволюционная палеонтология». Дарвинизм не является наукой. Он представлял собой разновидность идеологии, оказавшейся весьма востребованной в условиях нарастающего массового неверия. Термины "дарвинист", "дарвинизм", "борьба за существование" за короткое время сделались известными во всех слоях населения. Имя Дарвина в те десятилетия приобрело такую популярность, какой не доставалось ни одному ученому. Н.Я. Данилевский, ученый и оригинальный мыслитель, в капитальном труде «Дарвинизм. Критическое исследование» (СПб., 1885 – 1888, тт.1-2) точно заметил, что именем человека называются не науки, а философские системы: «Дарвиново учение овладело умами ученых всех специальностей, всего образованного и полуобразованного общества, и не останется, и даже не остается уже, без сильного влияния и на людей совершенно необразованных. В чем же заключается причина этого необычайного явления? Если хорошенько вникнем, то найдем ее уже в самом имени, которое общий голос и ученого мира и публики – дал этому учению, назвав его Дарвинизмом... Действительно ни одно направление, данное какой-либо отрасли положительных наук, или совокупности их, сколько бы оно само по себе важно и плодотворно ни было – ни данное Коперником астрономии, ни Галилеем физике, ни Лавуазье химии, ни Жюсье ботанике, ни Кювье зоологии – не назывались и не называются Коперникизмом, Галилеизмом, Кювьеризмом и т. п.. Однако, если хорошенько поищем, то найдем целую область знаний, и притом именно ту, которая, по праву или нет, считает себя во главе всех знаний и наук, т.е. философию, где такое обращение собственного имени автора философского учения в нарицательное для обозначения целой философской системы весьма обычно. Все говорят Картезианизм, Спинозизм, Шеллингизм, Гегелизм для обозначения философских учений, творцами которых были: Декарт, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Таким образом, если мы причислим Дарвиново учение к философским учениям, то подмеченная г. Тимирязевым аномалия исчезнет; окажется, что учение Дарвина получило название Дарвинизма не по причине особенного качественного превосходства и совершенства его, сравнительно с прочими учениями в области положительного знания, а по общему характеру этого учения, совершенно независимо от его внутреннего достоинства, характеру, по которому оно как бы изъемлется из области положительных наук, и относится к области философии. Оправдывается ли такое наше предположение на деле, может ли учению Дарвина быть приписан характер особого философского мировоззрения? Такой характер не только может, но необходимо должен быть ему приписан, потому что учение это содержит в себе особое миросозерцание, высший объяснительный принцип, не для какой-нибудь частности, хотя бы и самой важнейшей, но для целого миростроения, объясняющий собою всю область бытия» (Дарвинизм, т.1, Введение). Возникла парадоксальная ситуация: хотя палеонтология с каждым десятилетием опровергала дарвинизм, сама она все больше и больше оказывалась в плену у этой философии. А опровергала палеонтология дарвинизм тем, что показывала отсутствие переходных форм. Если бы учение Дарвина было бы верным, то должны были бы быть миллионы переходных форм. Сам Дарвин понимал, что это подрывает его гипотезу. Он говорил, что палеонтология еще молода, ей предстоит открыть эти формы, подтверждающие эволюцию. Что мы имеем полтора века спустя? Вот мнение ученых: «Мы придерживаемся точки зрения, что вообще не существует никаких промежуточных звеньев, которые могли бы убедительно подтвердить эволюцию от простейших живых существ до сложных. Эта точка зрения не нова – наоборот, этот факт относится к разряду «секретов Полишинеля» в палеонтологии. И, несмотря на это, на протяжении многих десятилетий стараются сохранить классическую эволюционную модель и через 100 лет после Дарвина надеются, как и он в свое время, найти убедительные доказательства эволюционного процесса – промежуточные звенья. Опираясь на неисчислимые миллионы исследованных ископаемых, ученые на сегодняшний день каталогизировали свыше 250 000 видов ископаемых животных, которые выставлены в музеях всего мира. И среди них невозможно встретить ни одного неоспоримого промежуточного звена. В последнее десятилетие научная общественность стала свидетелем того, как эти надежды (на то, что промежуточные звенья в цепи эволюции все-таки обнаружатся), по всей видимости, окончательно рухнули» (Р.Юнкер, З.Шерер. История происхождения и развития жизни). Приведу оценку еще одного представителя науки: «За прошедшее столетие число извлеченных на поверхность останков возросло в сотни раз, однако картина, бывшая во времена Дарвина, нисколько не изменилась и ни одного вида животных или растений, который можно было бы назвать промежуточным, так и не было найдено. Показываемые сейчас публике в музеях «ряды развития» (мышь – лошадь) – это просто подобранные фрагменты существ совершенно разных видов. Некоторые виды, причислявшиеся одно время к давно вымершим промежуточным формам, например, двоякодышащая кистеперая рыба, были обнаружены живущими в настоящее время и точно такими же, какими их прежде находили в слоях земли. Недавно экспериментально было доказано, что собака НЕ произошла от волка, как это постоянно утверждалось, а что это два разных, хотя и близких вида. Особенно интенсивно велись (и ведутся) поиски ископаемых останков предков человека, в качестве которых выдвигались питекантроп, неандерталец, пилтдаунский человек, синантроп, яванский человек, а в последнее время – австралопитек. Не вдаваясь в подробности, можно с полной определенностью сказать, что предъявлявшиеся фрагменты скелетов (чаще всего отдельные кости черепа) всех упомянутых «предков» принадлежат либо обезьянам и другим животным, либо людям, близким к современным, либо являются более или менее удачными подделками. Наиболее известной подделкой является «пилтдаунский человек», более сорока лет считавшийся во всем мире самым доказательным звеном между обезьяной и человеком, пока не было установлено, что найденные кости сфальсифицированы с помощью механической и химической обработки фрагментов скелетов обезьян и людей, их группировки и закапывания в землю на том участке, где вел раскопки английский археолог-любитель» (доктор физико-математич. наук Г.А.Калябин. Взгляд математика на христианство и науку в историческом аспекте). Достаточно вспомнить историю с т.н. питекантропом. Молодой голландский военный врач Эжен Дюбуа в 1891 г. на о.Ява в долине р. Бенгаван, близ сел. Триниль на глубине 1 метра нашел 3-й коренной зуб, похожий на человеческий, а в расстоянии одного метра от него, на том же уровне, верхнюю часть черепа. В 1892 г. метрах в 15 от этого места выше по реке им была найдена бедренная кость, весьма похожая на человеческую. Впоследствии найден был еще один коренной зуб. Все это, по мнению Дюбуа, принадлежало одной и той же особи – человекоподобной обезьяне. Лишь в конце жизни Дюбуа признался, что верхняя часть черепной коробки «питекантропа» на самом деле принадлежала большому гиббону.

О динозаврах. Признание существования на Земле пресмыкающихся длиной до 30 м. нисколько не противоречит библейскому учению о сотворении мира. Один из самых крупных динозавров диплодок (diplodocus) был около 28 метров в длину. Размеры отдельных особей синего или голубого кита доходят до 30-33 м., а вес до 130-150 т. Из систематики динозавры не выпадают. Они относятся к классу рептилий, подклассу архозавры. Выделяют четыре отряда архозавров: ящеротазовые динозавры, птицетазовые динозавры, птерозавры и крокодилы. Почему в Библии ничего не говорится о динозаврах? У нас нет основания для категорического утверждения. Слова этого, действительно, нет, потому что оно появилось в 1841 г. Понятие «динозавр» ввел английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн (1804—92), соединив два греческих слова deinos (страшный) и sarius (ящер). Однако в Библии есть описания огромных животных. Мы не можем исключить, что это о крупном динозавре: «как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их» (Иез.32:2); «из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис.14:29). Но если даже нет о динозаврах, то это, потому что Библия не является книгой по зоологии, а богооткровенным Священным Писанием о путях нашего спасения. Самым неприемлемым в работах о динозаврах являются датировки. Удивляет, насколько уверенно утверждается, что они начали существовать 220 – 230 млн. лет назад, расцвет их был 160 млн. лет назад, а исчезли они 65 млн. лет назад. Все это – фантазия. Это опровергается данными сравнительно молодой научной дисциплины – молекулярной палеонтологии. Приведу пример. В штате Монтана в 1990 г. были найдены останки тиранозавра. Его изучали в группе, которую возглавляет ведущий исследователь Университета Северной Каролины Мэри Швейцер. Кости тираннозавра не были окаменелыми. В них оказались клетки крови. Это однозначно доказывает, что динозавр жил не «65 млн. лет» назад, а всего несколько тысяч лет назад. Насколько ненадежны принятые методы датировок, можно судить по некоторым примерам. Было проведено исследование потока дацитовой лавы, образовавшейся в 1986 г. в новом куполе вулкана Сан-Хеленс (штат Вашингтон). Датировка показала от 0,35 до 2,8 миллионов лет. На самом же деле лава образовалась в 1986 г., т.е. 10 лет назад. «Неопределенность исходных данных приводит к неопределенности результатов. Так, множество различных проб пород лавы с Гавайских островов, возникновение которых документируется 1800-1801 годами, по калиево-аргоновому методу дают возраст 160 х 106 – 2 х 109 лет, в то время как их истинный возраст достигает 166-167 лет» (Р. Юнкер, З. Шерер. История происхождения и развития жизни).

Чем объяснить сохраняющуюся монополию эволюционизма в биологии? Духом времени, для которого характерно массовое неверие. Доктор физ.-мат. наук, проф. В.С. Ольховский объясняет: «Почему же так живуча эта доктрина? Каковы причины её живучести? Их немало. Прежде всего, это гипнотическое воздействие, сила привычки и остаточный конформизм после длительной монополии этой доктрины в государственных учебных программах средних школ и вузов многих стран. А монополия эта была обусловлена свыше ста лет тому назад тем, что доктрина эволюционизма стала якорем спасения слабеющего секулярного гуманизма, порождённого иллюзиями Просвещения и сциентизма, а затем ряда течений атеистической идеологии и идеологии Новой Эры, несмотря на то, что ряд выдающихся учёных подвергал теорию универсальной эволюции серьёзным сомнениям и научной критике». От гипноза эволюционизма избавляет человека мысль о Творце, ибо невозможно истинному ученому, проникающему в тайны этого мира, не увидеть изумляющую ум премудрость в его строении. «Я верю в Бога, как в Личность и, по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие» (А. Эйнштейн).

Дорогой Дмитрий! Так долго пришлось говорить об эволюционизме, потому что многие палеонтологи все еще остаются в плену этой атеистической философии. Вам же и журналу Вашему желаю, чтобы трудами своими подтверждали мысль одного из самых выдающихся представителей палеонтологии Ж.Л. Агассиса: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык».

31 марта 2006 г.

pravoslavie.ru


И. Попов

Все ли динозавры вымерли?

Археологические находки

...Многие археологические находки говорят о том, что динозавры жили одновременно с людьми.

Одно из самых ярких открытий было сделано в 1982 году в долине реки Пэлюкси в штате Техас (США). Здесь поднявшаяся после ливневых дождей вода смыла часть осадочных пород, обнажив известняковый слой, возраст которого должен был составлять 108 миллионов (!) лет. На поверхности слоя обнаружилось множество отпечатков лап динозавров и… ступней человека. Были обнаружены и двойные отпечатки, когда динозавры ступали поверх человеческого следа, и наоборот – человек наступал в уже оставленный динозавром след. Ученые вынуждены были признать, что эти следы такие же, как у современного человека. Год за годом в долину Пэлюкси отправляются массовые экспедиции. Список находок постоянно пополняется, и наиболее сенсационные из них – окаменевшие человеческие зубы и палец из того же геологического слоя.

В последнее время палеонтологи все чаще преподносят себе сюрпризы, обнаруживая «свежие», то есть еще не окаменевшие кости динозавров. А 7 июля 1993 года группе исследователей университета Ньюкасл удалось выделить из таких костей еще не разложившийся белок. Но ведь белок разлагается очень быстро – вряд ли он мог сохраниться более пяти тысяч лет. ...

Фантазии или факты?

Итак, люди не так давно были хорошо знакомы с динозаврами. Нет такого народа, который не сохранил бы воспоминания о гигантских драконах и чудовищах.

Вспомним чудо святого великомученика Георгия о змее. …Сражались с драконами также пророк Даниил, великомученик Феодор Стратилат († 319)[«Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу» («Настольная книга для священнослужителя», т. 2, с. 601)] и другие святые угодники Божьи; об этом повествуется в их житиях.

В хрониках Кентерберийского храма (Великобритания) отмечено, что 16 сентября 1449 года неподалеку от деревни Литтл Конрад многие жители наблюдали схватку двух гигантских рептилий. Американским исследователям удалось узнать практически все виды ископаемых гигантов в наскальных рисунках индейцев. А знакомый нам с детства русский Змей Горыныч? В хрониках западно-европейских народов находится множество упоминаний о всевозможных драконах.

В кельтских хрониках король Моридд был проглочен в 336 году до Р. Х. гигантским монстром БЕЛУА, «как крупная рыба глотает мелкую». Британские хроники рассказывают о множестве мест на территории нынешнего Уэльса, некогда населенных чудовищами АФАНК и КАРРОГ и получивших свои названия по именам этих существ. Один из последних афанков был убит в 1693 году Эдвардом Ллойдом на реке Конвей. Немалое место занимают драконы и в скандинавском эпосе. Сага Волсунга прославляет подвиг воителя по имени Сигурд, который победил чудовище ФАФНИР. Фафнир передвигался на четырех лапах, волоча тяжелое тело по земле. Зная, что шкура на спине фафнира неуязвима для меча или копья, Сигурд выкопал яму на тропе, которой чудовище ходило к водопою, и, засев в ней, поразил проползавшее над ним чудовище в брюхо.

Герой англо-саксонской поэмы Беовульф (495-583 годы), внук короля Гретхеля Беовульфа, в 515 году одержал победу над чудовищем ГРЕНДЕЛЬ. Продолжительность жизни гренделя превышала 300 лет, и в конце ее чудовище было в несколько раз выше человека, которого ему не составляло труда проглотить. Шкуру на его туловище невозможно было пробить мечом или копьем. Гигантский монстр быстро и бесшумно передвигался на задних конечностях, передние же были маленькими и хилыми и беспомощно висели в воздухе. Чем не достоверное описание тираннозавра? Беовульф, знавший наиболее уязвимые стороны противника, отсек гренделю в ближнем бою слабую переднюю лапу, после чего зверь издох, истекая кровью. И не мудрено – кровяное давление тираннозавра должно быть немалым для снабжения кислородом высоко поднятой головы. В драконах поэмы можно узнать практически все виды ископаемых рептилий.

Это лишь некоторые свидетельства о встречах с динозаврами, почерпнутые из европейских источников. А сколько их еще в Индокитае и Японии, в Северной и Южной Америке, в Африке, в Азии, на Ближнем Востоке? И все источники свидетельствуют о том, что не такие уж далекие предки наших современников «лично» были знакомы с динозаврами.

Динозавры в Библии

«Вот бегемот, – говорит Господь Бог праведному Иову, – которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют… вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его…» (Иов., гл. 40).

Огромный зверь, описанный здесь, на древнееврейском называется – БЕГЕМОТ. Специалисты склоняются к мнению, что в этом месте Священного Писания речь идет о гигантской рептилии типа диплодока. (По утверждению ученых, диплодоки – самые крупные динозавры и вообще самые большие из всех когда-либо живших на земле животных; в длину эти гигантские травоядные ящеры достигали 30-40 метров, а вес их был – до 70 тонн [вес примерно двадцати слонов] и более.) В 1993 году сотрудники Британского музея даже внесли некоторые исправления в модель скелета диплодока. В частности, хвост чудовища, ранее волочившийся по земле, теперь изображен раскачивающимся в воздухе.

Далее в Книге Иова (гл. 40-41) приводится описание крупнейшего из морских творений – морского чудовища ЛЕВИАФАНА, отождествление которого с крокодилом или с крупнейшим из известных современных морских животных – китом – будет, конечно, наивным.

«Можешь ли ты, – спрашивает Господь Бог у Иова, – удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою… можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? … не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его… Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука [стрела] не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости (по другому переводу – «царь всех диких зверей» [Ср. поговорку из старинных китайских книг: «Царь лесных зверей – тигр, царь морских зверей – дракон, а царь лесных растений – жень-шень» (В. С. Лихарев, «Лекарства с огорода», Саратов, 1993, с. 7) ])».

По этим приметам, как полагают специалисты, можно узнать самую крупную из ископаемых морских рептилий – кронозавра. Но возможно ли дышать пламенем? Вспомним, как много есть преданий об огнедышащих драконах. Обитающий в Уэльсе жук брахинус, жук-бомбардир, может постоять за себя, выстреливая в обидчика реактивной струей раскаленного газа. Известны живые существа (рыбы, насекомые), способные испускать свет и электрические разряды. А в костных черепных гребнях некоторых гадрозавров (в частности, паразавролопуса) обнаруживают системы полых ходов, соединяющихся в носоглотке, которые вполне могли выполнять такую функцию, как у маленького жука.

Не уступает левиафану по количеству упоминаний в древнееврейском тексте Библии (пять раз в трех книгах) другая крупная рептилия – РААВ. Причем Писание дает понять, что, несмотря на устрашающий вид и размеры, животное это весьма лениво и легко уязвимо. Это дает авторам библейских текстов повод употреблять его имя образно, в частности, подразумевая Египет (как, например, в Пс. 86, 4). Мы и сейчас часто иносказательно используем названия некоторых животных (лиса, змея, медведь, осел, ягненок...). Однако мы можем это делать лишь потому, что нашим собеседникам отлично известны и сами эти животные, и их повадки. В противном случае нас просто не поняли бы. Стало быть, раав в те времена еще не нуждался в Красной книге. Нашим же современникам это слово не говорит ничего, и в синодальном русском тексте Библии один раз оно переведено как дерзость (Иов 26, 12 [В одном из современных переводов Библии на английский язык («The Bible in Today’s English», 1976 г.) в этом месте стоит: «monster Rahab»]), один раз – как сила (Ис. 30, 7 [Вот характерный пример. В синодальном тексте Книги пророка Исаии стих 7 главы 30 имеет такой вид: «Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им [говорит Господь]: сила их – сидеть спокойно». (Смысл последнего выражения не вполне ясен.) Однако в переводе Ветхого Завета (с древнееврейского языка на русский), осуществленном архимандритом Макарием (Глухаревым, † 1847; его работы были опубликованы в журнале «Православное обозрение» за 1860-1867 гг. и явились немалым подспорьем для последовавшего синодального издания Библии на русском языке), это место у пророка Исаии читается так: «И Египет будет помогать попусту и напрасно; потому Я называю его: Рагав-гем-шавет (т. е. храбры они, сидя дома. - Прим. архим. Макария)». Таким образом, употребленное Господом выражение «рагав-гем-шавет», которое переводчик воспроизвел в оригинальном звучании, было у евреев, по всей видимости, поговоркой – о показной силе и мнимой храбрости, когда кто-то подобен монстру рааву, но только сидя в своем доме. А в современном переводе Библии на английский язык («The Bible in Today’s English», 1976 г.) еще проще: «The help that Egypt gives is useless. So I have nicknamed Egypt, "The Harmless Dragon"», - т. е. безвредный, безобидный дракон]), а в трех остальных случаях оставлено без перевода.

Рекордсменом же по количеству упоминаний в Библии среди названий древних рептилий (двадцать девять раз в двенадцати книгах) – а также, пожалуй, главным претендентом на право называться древнееврейским эквивалентом современного слова «динозавр» – является ФАННИН. Слово «фаннин» имеет один корень со словом «левиаФАН»; левиафан является разновидностью фаннина (это слово, по-видимому, этимологически связано также с ФА-ф-Ниром из скандинавского эпоса и аФАНком из бритонских хроник).

В синодальном русском переводе Священного Писания фаннин называется по-разному: драконом, змеем, морским чудовищем, крокодилом, великой (большой) рыбой, гиеной, шакалом. Бывают фаннины изгибающиеся, бывают прямо бегущие. Некоторые из них живут в воде, некоторые – в пустыне, некоторые любят заселять брошенные города. Многие из них могут издавать громкие звуки – хрип, вой, рев; отдельные обладают хорошим обонянием. Существуют ядовитые разновидности фаннинов, причем по силе их яд сравним с ядом аспидов. Фаннины – мощные и устрашающие, а кое-кто из них способен даже проглотить, а затем извергнуть человека. По-видимому, слово «фаннин», так же как и слово «динозавр» (которое с греческого переводится как «ужасный ящер»), обозначает весьма разнообразную группу видов пресмыкающихся, которые при этом не являются обыкновенными змеями.

Да и «обыкновенные» змеи в Библии (нахаш и сараф) далеко не всегда обыкновенны. Какое, например, существо могут обозначать летучие змеи, способные гнездиться, класть яйца, выводить потомство и заботиться о нем? Некоторые исследователи склонны видеть в них обозначение летающих рептилий.

В 14-й главе Книги пророка Даниила читаем: «Был на том месте большой дракон, и вавилоняне чтили его. И сказал царь [Кир (персидский царь Кир II Великий в 539 г. до Р. Х. покорил Вавилон и Месопотамию)] Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!»

Приведенное описание поражает простотой и бытовой достоверностью деталей. Похожий на использованный пророком Даниилом прием еще не так давно применялся эскимосами при охоте на полярного гиганта - белого медведя. Китовый ус скатывался вместе с жиром в ком и подбрасывался зверю, который тут же проглатывал его. В желудке животного жир растапливался, и ус, расправляясь, протыкал его. Даниил также мог использовать для этой же цели конский волос или что-либо подобное. При этом из текста ясно, что этот способ борьбы с драконами был Даниилу прекрасно знаком.

Археологические данные тоже ставят под сомнение возможное утверждение о мифичности этого сюжета. Действительно, в древнем Вавилоне был широко распространен культ драконов. Их изображения, встречающиеся на различных предметах и сооружениях, без особого труда можно отождествить с теми или иными разновидностями ныне вымерших рептилий. Так, например, лапы дракона, украшающие знаменитые ворота Иштар, весьма напоминают птицепалые ступни игуанодона.

Встречи с динозаврами?

Десятки видов динозавров еще недавно населяли Землю. Почему же они не встречаются людям теперь? Ученые-христиане называют целый ряд причин. Вот некоторые из них.

Во-первых, динозавров не так много и было. Во-вторых, далеко не все из смоделированных учеными видов существовали на самом деле. Бронтозавр, например, убран из экспозиции Института Карнеги и уже не упоминается в «Новом словаре динозавров» Дональда Глута (1982 г.). Выделяют всего несколько типов действительно живших на земле гигантских ящеров. В первую очередь, это – брахиозавры, тираннозавры, диплодоки и аллозавры.

Сначала гигантские ящеры стали просто уменьшаться в размере. Объясняется это, в частности, тем, что происходила их деградация под воздействием космического излучения, которое уже не задерживалось разрушенным при потопе водно-паровым экраном.

До потопа, как нам известно из Священного Писания, и люди жили очень долго, а после Потопа продолжительность жизни стала стремительно сокращаться. Ной еще жил 950 лет, а праотец Авраам скончался, когда ему было 175 лет. Иосиф прекрасный, правнук Авраама, жил всего 110 лет. Короче стала жизнь и у животных. А теперь вспомним об удивительной способности рептилий – они продолжают расти в течение всей своей жизни. Вот и получается, что чем раньше умирало животное, тем до меньшего размера оно успевало дорасти.

Больших ящеров становилось все меньше и меньше еще и потому, что травоядные оказались в новом мире самыми незащищенными. Организмы гигантских особей плохо справлялись с проблемой терморегуляции из-за суточной и сезонной изменчивости температуры окружающей среды (парникового эффекта после потопа больше не было). Растения стали скудными по сравнению с допотопными тропиками. Крупным животным приходилось затрачивать значительно больше усилий, чтобы прокормить себя.

И последнее. В схватке с динозаврами в большинстве случаев стал побеждать человек.

И все-таки исчезли не все динозавры. «Ныне здравствующие» крокодилы (достигающие семи метров в длину) и драконы острова Комодо (о них еще будет сказано ниже) вполне справедливо могут быть названы динозаврами («ужасными ящерами»), дожившими до нашего времени. И, надо полагать, немалое количество экзотических рептилий скрывается в глубинах морей и океанов, а также в других водоемах (а может быть, и в подземных пространствах-пустотах).

Немало веских оснований есть у «легенды о лох-несском чудовище» (плезиозавре) [вот одно из недавних свидетельств: «В мае 2007 года исследователь-любитель Гордон Холмс решил разместить в озере [Лох-Несс] микрофоны и исследовать звуковые сигналы, исходящие из глубин. У западного берега он заметил в воде движение и тут же включил видеокамеру, которая зафиксировала передвижение под водой длинного темного объекта, направляющегося к северной части озера. Тело существа в основном оставалось под водой, но голова время от времени выныривала, оставляя за собой пенный хвост. Через несколько дней фрагменты съемки появились в сводках новостей телепрограмм многих стран мира. Специалисты, исследовавшие фильм, подтвердили его подлинность и пришли к выводу: существо длиною около 15 метров двигалось со скоростью 10 километров в час» (http://ru.wikipedia.org/.../Лох-Несское_чудовище)]. Имеется и множество других свидетельств о встречах с морскими «доисторическими» монстрами, и свидетельства эти не прекращаются; а со времен Первой мировой войны многие из них документально подтверждены [см., напр.: Эйвельманс Б. Чудовища морских глубин // http:// smoliy.ru/lib/000/001/00000100/heyvelmans_chudovisha_morskih_glubin5.htm.]. Пожалуй, самым знаменательным событием последних лет стал улов японского рыболовецкого судна Зуро Мару в водах Новой Зеландии: 10 апреля 1977 года сети принесли с трехсотметровой глубины недавно погибшего (труп едва начал разлагаться) плезиозавра. Находка была объявлена главным научным открытием года, и в честь этого события была даже выпущена специальная почтовая марка. Длина тела животного составляла около десяти метров, вес – около двух тонн. Прекрасно сохранились четыре метровых плавника. Естественно, плезиозавр не мог жить в морских глубинах в единственном экземпляре. Наверняка существует целая популяция этих существ, избегающих встречи с современными грохочущими и смердящими судами. И лишь случайно зацепленное сетью мертвое тело слегка приоткрыло одну из тайн морских глубин.

А вот свидетельство трех православных специалистов-востоковедов - священника Дионисия Поздняева, священника Виталия Зубкова и Н. Липовой: «28 февраля 1998 г. В 8.30 направились в наиболее почитаемый индусами священный город Варанаси [Индия], где на берегу Ганга индуисты сжигают своих покойных. <…> Мы приблизились к месту всесожжения. Наш лодочник занервничал. Атмосфера вокруг была тягостная и тревожная. Тут мы увидели в воде спину огромного животного или рыбы размером с большого буйвола с костистым плавником. Затем появилась голова, напоминающая крокодила гавиала с высоким лбом, длинной вытянутой пастью и утолщением на кончике носа, похожим на слоновый хобот. Через минуту мы увидели змееобразный хвост, похожий на очень крупного удава с плавником на хвосте. Существо было серо-стального цвета. Лодочник был сильно напуган и на наш вопрос ответил, стуча зубами, что это дельфин, который ест несожженные и полусожженные трупы, а также иногда хватает и уносит с собой живых людей, которые совершают в Ганге омовение. Он также сообщил нам, что эти «дельфины» живут здесь на протяжении многих веков. Когда мы спросили его, связаны ли эти существа с совершаемыми на берегу всесожжениями, он заговорил, как человек, находящийся в сомнамбулическом трансе… В отеле мы спросили о «дельфинах». Молодой человек ответил нам, что это не дельфины, а «суис»… – «тот, кому приносят в дар смерть», или «злой демон, которому приносят дары»» [«Миссионерское обозрение». 1998, № 2. С. 16-18. В интернете: http://pravaya.ru/faith/13; см. также: http://dl.biblion.realin.ru/].

О ящерах острова Комодо (см. фото) в «Советской энциклопедии» [Изд. 4-е, 1987 г.], например, дается такая информация: «КОМОДСКИЙ ВАРАН, пресмыкающееся сем. варанов; самая крупная совр. ящерица: дл. св. 3 м, весит ок. 150 кг. Обитает на нескольких островах Малайского арх. (Комодо, Ринджа, Падар и Флорес). Роет норы (до 5 м). Питается копытными, обезьянами, падалью. Иногда нападает на людей. В Красной книге МСОП».

В материале «Драконы острова Комодо», опубликованном на сайте издательства «Вокруг света», читаем: «Фантастическое известие о том, что на маленьком острове Комодо живут странные сухопутные крокодилы, похожие на гигантских варанов, облетело мир в 1915 г. За четыре года до этого потерпевший аварию голландский пилот совершил вынужденную посадку в этих местах. Он-то, выбравшись с затерянного на индонезийских просторах островка, и донес до Европы весть об удивительных ископаемых ящерах. Ему, однако, поверили не сразу. Слишком уж неправдоподобно выглядела эта история: чтобы в XX веке - да не известный науке зверь? Потребовалось еще какое-то время, чтобы ученые поняли, что рассказ голландца - не бред сумасшедшего, а самая настоящая правда.

…небольшие водные преграды для драконов – не помеха. Они легко переплывают неширокие проливы и реки… Бегают они… километров 30 в час <…> маленькие дракончики легко лазают по деревьям… Но со временем, отяжелев, ящеры способность к лазанью утрачивают <…> индонезийское правительство объявило остров Комодо национальным парком…

В принципе большой дракон может справиться с человеком, но в последнее время смертельных случаев не было. Все ограничивалось ссадинами, царапинами или укусами… Последним человеком, погибшим от зубов комодских драконов, стал швейцарский натуралист месье Барон. В 1978 г. он отправился в Индонезию, чтобы поближе познакомиться с жизнью загадочных доисторических существ. Это знакомство стало для него роковым. Любитель дикой природы отстал от группы и занялся самостоятельными наблюдениями. Больше натуралиста никто и никогда не видел. Спасатели, отправившиеся на поиски, обнаружили лишь его очки и фотоаппарат. С тех пор егеря больше ни на минуту не оставляют прибывающих на остров туристов и сопровождают их повсюду. Драконы чувствуют себя в этом парке просто превосходно и вымирать совершенно не собираются. За последнее время популяция их даже увеличилась и насчитывает теперь около трех тысяч единиц…

По всем законам логики драконы острова Комодо должны были исчезнуть с лица земли еще миллионы лет назад. По непонятной причине этого не произошло...» (телепрограмма «Вокруг света», 8 июня 2003 г.) [http://vokrugsveta.ru/news/6598/].

«Драконы с острова Комодо впрыскивают в свою добычу яд, как змеи. Комодские драконы (вараны)… могут завалить даже оленя. В еде варан признает лишь одно: мясо. Зато любое – от кабанов и оленей до насекомых и крабов, не делая исключения даже для собственного потомства. Если размер добычи позволяет, варан заглатывает ее целиком, хотя его острые зубы и мощные челюсти прекрасно справляются с разделкой любой туши, что является непростой задачей даже для таких эффективных хищников, как крокодилы» («У драконов есть не только огонь» // «Вокруг света», 19.05.2009).

Итак, есть все основания считать, что динозавры жили не миллионы лет назад, а одновременно с остальными животными и с людьми.

Протоиерей Глеб Каледа:

Рассмотрим же надежность и обоснованность метода радиоуглеродной хронологии … 

Радиоуглеродный метод был разработан в середине 50-х гг. В. Либби и основан на измерении активности углерода С14. Последний, по современным представлениям, образуется в высоких слоях атмосферы в результате воздействия космических лучей на атомы азота N14. Окисляясь до С14О2, он поступает в общий круговорот углерода. Благодаря хорошему перемешиванию атмосферы содержание изотопа С14 в разных географических широтах и на разных абсолютных отметках практически одинаково.

В ходе фотосинтеза С14 наряду с другими изотопами углерода попадает в растения. Когда организм погибает, он перестает извлекать из воздуха новые порции углерода. В результате из-за радиоактивного распада соотношение С14 со стабильными изотопами углерода в его тканях меняется. Поскольку скорость распада - величина постоянная, то, измеряя содержание этого изотопа в общем количестве углерода, можно рассчитать по соответствующим формулам возраст образца.

Результаты такого расчета будут правдоподобны при следующих условиях-допущениях:

1.    изотопный состав атмосферы при жизни образца был близок к современному;

2.    изотопная система образца в то время находилась в равновесии с атмосферной;

3.    изотопная система образца после отмирания организма была закрытой и не претерпевала никаких изменений под воздействием внешних факторов местного или временного значения. Эти три допущения являются граничными условиями применимости методики радиоуглеродной хронологии.

Однако имеется еще ряд факторов, которые планетарно или локально влияют на концентрацию С14 в атмосфере, гидросфере и в растительных и других тканях, а следовательно, осложняют и ограничивают применение радиоуглеродного метода в хронологии.

1.    Искусственное или природное радиоизлучение. Нейтроны, освобождающиеся в ядерных и термоядерных реакциях, как и космические лучи, воздействуя на N14, превращают его в радиоуглерод С 1956 г. до августа 1963 г. содержание С14 в атмосфере удвоилось. Резкое увеличение С14 началось после термоядерных взрывов в 1962 г.

2.    Изменение напряженности магнитного поля Земли влияет на интенсивность бомбардировки ее атмосферы космическими лучами, что отражается на концентрации С14 в атмосфере и растительности.

3.    Изменение солнечной активности также влияет на содержание С14 согласно обратной зависимости.

Отмечается связь концентрации С14 со вспышками сверхновых звезд, а изучение исторических документов и древесных колец показало существенные изменения его содержания во времени. Созывались даже совещания по проблеме "Астрофизические явления и радиоуглерод".

4.    Влияние вулканических газов около мест их выходов на удельное содержание С14 отмечали Л.Д. Сулержицкий и В.В. Черданцев.

5.    Существенное влияние на содержание С14 в атмосфере оказывает сжигание топлива. Так, сжигание ископаемого, то есть очень древнего топлива, образовавшегося многие миллионы лет тому назад, в течение которых радиоактивный углерод С14 практически весь распался, приводит к снижению его удельной концентрации и в атмосфере (так наз. эффект Зюсса). В результате за счет сжигания ископаемого топлива концентрация С14 в атмосфере к 2010 г. уменьшится на 20%. А при проникновении в древние предметы копоти от сгорания более новых изделий возраст первых, определяемый радиоуглеродным методом, оказывается меньше действительного.

Поскольку учесть все факторы, могущие нарушить состояние изотопных систем (не только углеродных), часто бывает очень трудно, то в геологии, например, где методы изотопной хронологии используются весьма широко, для получения надежных методов определения возраста разработана целая система контроля. В ряде случаев расчеты возраста по радиохронологическим методам дают явно абсурдные значения, противоречащие всей имеющейся совокупности геологических и палеонтологических данных. В таких случаях полученные цифры "абсолютной хронологии" приходится не принимать во внимание как явно недостоверные. Иногда расхождения геохронологических определений разными радиоизотопными методами достигают десятикратных значений.

В 1989 г. Британским советом по науке и технике была проведена проверка точности радиоуглеродного метода (см. журнал New Scientist, 1989, 8). Для оценки точности этого метода было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира. Им были переданы образцы дерева, торфа, углекислых солей, возраст которых знали лишь организаторы эксперимента, но не исполнители-аналитики. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях - в остальных ошибки достигали двух-, трех- и более кратных значений. При сопоставлении данных, полученных разными исследователями, и при использовании различных вариаций технологии определительных работ стало ясно, что ошибки в определении возраста связаны не только с неточностями определения радиоактивности образца, как это считалось ранее, но и с технологией подготовки образца к анализу. Искажения в диагностике возникают при нагревании образца, а также при некоторых способах его предварительной химической обработки.

Все говорит о том, что к расчетам возраста по радиоуглеродному методу надо относиться очень осторожно, обязательно сопоставляя полученные результаты с другими данными.

(Из ст.: Протоиерей Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа)



В Ветхом Завете драконы упомянуты двадцать один раз. Некоторые их этих упоминаний:

Книга пророка Даниила, глава 14:

23 Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.
24 И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему.
25 Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой.
26 Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе.
27 Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал [Даниил:] вот ваши святыни!
28 Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов,
29 и, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой.

Книга Иова, глава 40:

10 Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
11 вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
12 поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
13 ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
14 это - верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
15 горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;
16 он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах;
17 тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его;
18 вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.
19 Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?
20 Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
21 вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
22 будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
23 сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
24 станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
26 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
27 Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.

«Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;  вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов».
Втор. 32, 32-33

И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем.
Неем. 2, 13

Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,

когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.

Пс. 43, 19-20

…на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
Пс. 90, 13

…не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
Ис. 14, 29

«Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время».
Пс. 103, 25-27

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
Ис. 27, 1

Некоторые примеры сражений с драконами, описанных в житиях святых

Cвятой великомученик Феодор Стратилат:

Недалеко от города Евхаит, на север от него, было пустынное поле, а в нем большая пропасть, внутри которой жил громадный змий. Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; вышедши же, он пожирал всё, что только ему ни попадалось, и человека, и зверя.

Услышав об этом, храброй воин Христов, святой Феодор, находившийся тогда еще среди войска, никому ничего не говоря о своем намерении, вышел один на того лютого змея.

Он взял с собою только обычное свое оружие, на груди же своей имел многоценный крест. Он сказал сам себе:

- Пойду и избавлю отечество мое силою Христовою от этого лютого змия.

Когда он пришел на то поле, то увидел высокую траву, сошел с коня и лег отдохнуть. В стране же этой жила некая благочестивая жена, по имени Евсевия. Это была женщина летами престарелая; за несколько лет перед этим, она, испросив честное тело святого Феодора Тирона6, пострадавшего в царствование Максимиана и Максимина, погребла его с ароматами в дому своем в Евхаитах и каждой год праздновала память его. Женщина эта, увидев сего второго Феодора, воина Христова, именуемого стратилатом, спящим на этом поле, с великою боязнью подошла к нему, и, взяв его за руку, разбудила его, говоря:

- Встань, брат, и поскорее отойди от этого места: ведь ты не знаешь, что на этом месте многие претерпевали лютую смерть; итак, встав скорее, иди в путь свой.

Честный же мученик Христов Феодор, встав, сказал ей:

- Про какой же страх и ужас ты говоришь, матерь?

Раба Божия Евсевия ответила ему:

- Чадо, на месте этом завёлся громадный змий, и потому сюда никому нельзя придти: каждой день змий этот, выходя из логовища своего, кого-нибудь да находит, -человека или зверя, и тотчас же умерщвляет его и пожирает.

Мужественный воин Христов Феодор сказал на это:

- Отойди и встань подальше от места сего, и ты узришь силу Христа моего.

Женщина отойдя от этого места, поверглась на землю, плача и произнося:

- Боже христиан, помоги ему в час сей!

Тогда святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение, ударил себя в перси и, воззрев на небо, стал так молиться:

- Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивных, - Ты и ныне Тот же есть, Господи Христе Боже: итак пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого - змия.

Потом беседуя с своим конём как бы с человеком, он сказал:

- Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при помощи Христа, да одолею я врага.

Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змия. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змию:

- Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне.

Змий, услышав голос святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, которой, терзая и попирая вышедшего змия, встал на него всеми четырьмя копытами.

Тогда воин Христов Феодор поразил змия мечем и, убив его, произнес:

- Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змием!

После этого он благополучно возвратился к полку своему, радуясь и славя Бога. Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали:

- Велик Бог Феодоров!

Тогда уверовало во Христа множество из народа, и особенно воины, и все они, крестившись, стали единым стадом Христовым, прославляя Отца и Сына и Святого Духа.

Святой великомученик Георгий Победоносец:

Нельзя не упомянуть и об славном чуде убиения змея, совершенном святым великомучеником Георгием близ отечества своего палестинского, в стране сирофиникийской, в городе Бейруте, стоящем на берегу Средиземного моря, невдалеке от города Лидды, где и погребено было тело святого великомученика. Место совершения чуда этого показывается путешественникам по Палестине. Согласно описанию повествователей о сем чуде, оно произошло при следующих обстоятельствах.

Около упомянутого города Бейрута близ Ливанских гор находилось большое озеро, в котором жил змей — губитель, великий и страшный. Выходя из этого озера, змей тот похищал многих людей, увлекал их в озеро и там пожирал их. Много раз народ, вооружившись, выступал против него, но каждый раз змей прогонял народ, потому что, приблизившись к стенам города, наполнял воздух своим губительным дыханием, так что уже от одного этого многие заболевали и умирали. По причине этого в том городе постоянно была скорбь, печаль, вопль и плач великий. В этом городе жили люди неверные — идолопоклонники, здесь же жил и сам царь их.

Однажды жители города того, собравшись вместе, отправились к своему царю и сказали ему:

— Что нам делать, ибо вот мы погибаем от змея того?

Он же ответил им:

— Я вам сообщу то, что мне откроют боги.

Затем царь, по научению живущих в идолах бесов, губителей душ человеческих, возвестил им такое решение: если они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу тому змею каждый день по жребию своих детей, сыновей или дочерей. При этом царь прибавил:

— Когда дойдет очередь до меня, то и я, хотя и имею одну только дочь, но и ее отдам.

Жители того города приняли этот совет царский или, лучше сказать, бесовский и давали все, как важные, так и неважные граждане, каждый день на съедение змею одного из сыновей и дочерей своих, хотя весьма сожалели и плакали о них. Отдаваемых на съедение змею ставили на берегу озера, нарядив в лучшие одежды; змей же тот, выходя из озера, похищал их и съедал.

Когда очередь обошла всех людей того города, они пришли к самому царю и сказали ему:

— Вот царь, по твоему совету и постановлению отдавали мы детей своих змею. Очередь уже обошла всех. Что же теперь ты нам повелишь делать?

Царь ответил им на это:

— Отдам и я дочь свою, хотя она у меня и единственная. Потом я вам сообщу, что нам откроют боги.

Позвав к себе свою дочь, царь велел ей украситься как можно лучше; он весьма сожалел ее и плакал об ней со всем домом своим, но никак не мог нарушить того постановления, как бы божественного, сообщенного бесами. Приготовясь отправить дочь свою на съедение змею, царь смотрел на нее с высоты своего дворца и со слезами на глазах провожал ее взором своим.

Девица, между тем, была поставлена на обычном месте, на берегу озера. Ожидая смертного часа, в который змей, вышед из озера, пожрет ее, она горько рыдала.

По промышлению Бога, хотящего спасения всех, благоизволившего спасти и город тот от погибели душевной и телесной, в это время к тому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий, воин Царя небесного, имевший в руке копье.

Увидев девицу, стоявшую у озера и горько плакавшую, он спросил ее:

— Для чего ты здесь стоишь и об чем плачешь?

Она же ответила ему:

— Добрый юноша! Беги скорее отсюда на своем коне, чтобы не погибнуть вместе со мною.

Святой же сказал ей:

— Не бойся, девица, но скажи мне, чего ты ждешь в присутствии всего народа, смотрящего на тебя?

Девица ответила ему:

— Славный юноша! Я вижу, что ты мужественен и храбр. Но для чего ты желаешь умереть со мною? Беги скорее от этого места!

Святой же сказал ей:

— Нет, я не отъеду от этого места до тех пор, пока ты не расскажешь мне, для чего ты здесь стоишь, об чем плачешь и кого ты здесь дожидаешься.

После этого девица рассказала ему всё по порядку и про змея, и про себя.

Святой Георгий сказал ей:

— Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего, Бога истинного, спасу тебя от змея.

Она же ответила ему:

— Доблестный воин, зачем ты желаешь погибнуть со мною? Беги и спасай себя самого от горькой смерти. Достаточно и того, если я одна умру здесь, тем более, что и меня ты не спасешь от змея, и сам погибнешь.

В то время как девица говорила эти слова святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище.

Увидав его, девица закричала громким голосом:

— Беги, человек, вот змей уже идет!

Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же, с удивлением взирая на змея, влекомого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу:

— Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея.

Затем святой Георгий убил змея того мечем посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его.

После этого царь и народ, живший в городе том, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25,000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, весьма обширная и красивая, во имя Пречистой Девы Марии, Дщери Царя Небесного, Бога Отца, Матери Сына Его и Невесты Духа Святого, — а также в честь святого победоносца Георгия, сохраняющего Церковь Христову и всякую душу правоверную помощью своею от невидимого поглотителя в бездне адской, а также и от греха — как от змея смертоносного, — подобно тому как он избавил упомянутую девицу от змея видимого.

Преподобные Евгений и Макарий исповедники:

С радостным духом они прибыли в Оасим, взошли на одну гору и одни стали жить на ней. Правители страны сказали им:

- Братия, уйдите из этого места, потому что неподалеку отсюда обитает свирепый змей, который пожирает всех, кто близко подходит к нему.

На это святые отвечали:

- Покажите нам пещеру, где обитает этот змей.

Их привели к месту обитание змея и издали показали пещеру, где он находился. Тогда святые, преклонив колени, помолились Богу, и внезапно последовал с неба удар грома и поразил змея. Убитый змей объят был пламенем и немедленно же сгорел, причем вместе с ним сгорел и песок, бывший в пещере, и над пещерою бурным зловонным вихрем поднялась пыль. Увидев такое чудо, начальники страны, бывшие язычниками, уверовали во Христа.

Святой Михаил воин:

Возблагодарив Бога за дарованную победу над турецкими войсками, Михаил распустил свой отряд и с немногими слугами отправился в обратный путь на свою родину, в Болгарию. Во время этого путешествия совершилось следующее чудо.

Михаил остановился в Раифской пустыне, в двух днях пути от Синая, для отдыха. Там находилось большое озеро, из которого выходил чудовищный змей и поедал людей и скот.

Один из слуг Михаила увидал с места остановки вблизи озера дым и, наскоро взяв припасы для пищи, пошел туда, где был дым. Там он увидел девицу, которая сидела в слезах и чего-то ожидала. Слуга стал расспрашивать ее и так заслушался ее повествованием о страшном змие, что на огне пригорела та пища, варить которую он пришел. Когда слуга вернулся к своему господину, то Михаил Воин спросил его, почему он замедлил и отчего пригорела пища. Тогда слуга подробно рассказал всё, что видел и что слышал от девицы о змие.

Святой Михаил, выслушав рассказ, помолился Господу Богу, сел на коня и поехал к озеру, взяв только одного старейшего слугу.

Прибыв на место, он стал расспрашивать девицу, зачем она прибыла на это место.

Девица уговаривала сначала Михаила Воина удалиться, чтобы не быть съеденным чудовищным змеем, но, по настоянию святого, рассказала об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей на съедение змию.

Изумленный рассказом девицы, Михаил приказал своему слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера появился змий и, поднявши высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал приближаться к берегу. Святой убил змея, но тот успел ранить его ударом хвоста.

Однако Михаил Воин продолжал свой путь и возвратился в свой дом. Через несколько дней он с миром предал блаженную душу свою Господу.

После смерти святого Михаила стали совершаться многие знамения, и чудеса, и исцеления от болезней тех, кто с верой обращался к нему за помощью.



См. тж.: Д. Головин. Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность?
          Динозавры - современники людей?
          Динозавры и Библия
          Вымерли ли динозавры?




Яндекс.Метрика