Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Если жена не слушается?

Валентина Ульянова


Наверное, нет такого сообщества христиан, где хотя бы однажды не обсуждался вопрос, всегда ли «жена обязана оказывать послушание мужу» и «как ему себя вести, если она не слушается и дерзит?»

На некоторых ресурсах в подобных боях ломается множество копий и надолго рушится мир… Между тем, на этот вопрос однозначного ответа нет и не может быть. И люди, и ситуации бывают настолько различны, что то, что подходит одним, может разрушить семью других.

Конечно, глава семьи – это муж. Даже если он зарабатывает меньше жены. Конечно, жене следует уступать и смиряться. Если речь не идёт о грехе. Конечно, любое раздражение, а тем более дерзость – это грех. Но не всегда муж может требовать безоговорочного повиновения. Бывает и так, что жена права, а муж не прав, и ему стоит прислушаться к её увещаниям.

Иногда важно бывает вспомнить, что сберегает в семье мир и любовь тот супруг, чья духовная мудрость глубже. Потому, что в любой ситуации и для всех одно лишь незыблемо и неизменно: решение любого конфликта зиждется на заповеди о любви.

Эти слова Св. Писания, сказанные всем христианам, в равной мере относятся и к мужу, и к жене:

«…первая из всех заповедей: …возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Мк. 12, 29-31);

«да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин. 13, 34). 

«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною»  (1Ин.3:15).

«Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» ( Гал. 6, 1-2 ).

Авва Фалассий пишет: "Любовь, всецело к Богу устремленная, соединяет любящих с Богом и друг с другом".

Думаю, здесь уместно привести объяснения святых отцов о том, что такое любовь духовная, любовь о Господе. Святые отцы говорят об этом, толкуя слова Спасителя: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37), «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26).

Святитель Филарет, митрополит Московский, пишет в Пространном катехизисе:

«Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)».

Преп. Амвросий Оптинский даёт советы, как стяжать духовную любовь, исполняя посильные добродетели:

«Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины Апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместною, особенно же нечистою, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии. Под словом же правда разумеется заповедь о любви к ближнему: «возлюбшии ближняго твоего яко сам себе» (Мф. 22, 39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то Апостол заповедует нам «облещися в броню правды», т. е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящия ны. Остальными же словами «плод благостыни» и «благовествование мира»  означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: мир имейте и святыню со всеми (Евр. 12, 14). «Взыщи мира и пожени и!» (Пс. 33, 15)».

Преподобный Ефрем Сирин говорит:

"Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. И можно ли того почитать любящим, кто делает вред? Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь - та, которая и увещавает, и вразумляет".

Святитель Василий Великий раскрывает сущность истинной любви о Господе:

"Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. ...Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя".

Св. Николай Сербский подчёркивает, что истинную, духовную любовь можно стяжать лишь с помощью Божией:

«Естественно, что это невозможно никому, кроме того, кто откроет свое сердце Богу, и тогда Всемогущий соделывает немощного сильным. «В любви на самом деле нет ничего не от Бога, потому что Бог есть Любовь», пишет святой Нил Синайский».

Авва Дорофей учит, что истинная любовь к ближнему, покрывая грехи, не остаётся равнодушной к его спасению, но бережно заботится о его исправлении, «сострадает ему, скорбит о нём, вразумляет, утешает, врачует его, как больной член, и делает всё для того, чтобы спасти его»:

«И если случится кому видеть, что брат его согрешает, не должно презреть его и умолчать о сём, попуская ему погибнуть, не должно также ни укорять, ни злословить его, но с чувством сострадания и страхом Божиим должно сказать тому, кто может исправить его, или сам видевший пусть скажет ему с любовию и смирением, говоря так: "Прости, брат мой, если не ошибаюсь, мы не хорошо это делаем". ... Но говори, как мы сказали, с целию исправить брата своего, а не ради празднословия или злословия, и не для укорения его, не из желания обличить его, не для осуждения, и не притворяясь, что исправляешь его, а внутри имея что-либо из упомянутого. Ибо, поистине, если кто скажет и самому авве его, но говорит не для исправления ближнего или не для избежания собственного вреда, то это грех, ибо это злословие; но пусть он испытает сердце своё, не имеет ли оно какого-либо пристрастного движения, и если так, то пусть не говорит».

«…если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: «любы покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8). «Любы не мыслит зла, вся покрывает» и пр. (1 Кор. 13, 5-7).

Итак, если бы, как я сказал, мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё для того, чтобы спасти его.

…Итак, приобретём и мы любовь, приобретём снисходительность к ближнему, чтобы сохранить себя от пагубного злословия, осуждения и уничижения, и будем помогать друг другу, как своим собственным членам. Кто, имея рану на руке своей, или на ноге, или на другом каком члене, гнушается собою или отсекает член свой, хотя бы он и гноился? Не скорее ли очищает он его, омывает, накладывает на него пластырь, обвязывает, окропляет святой водой, молится и просит святых помолиться о нём, как сказал и авва Зосима? Одним словом, никто не оставляет своего члена в небрежении, не отвращается от него, ни даже от зловония его, но делает всё для того, чтобы излечить его. Так должны и мы сострадать друг другу, должны помогать друг другу, сами и посредством других сильнейших, и всё придумывать и делать для того, чтобы помогать и себе, и один другому; ибо мы члены друг друга, как говорит Апостол: «Такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди» (Рим. 12, 5), и: «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди» (1 Кор. 12, 26)».

Итак, брачный союз творится любовью: любовь Божия соединяет супругов в браке ради взаимной помощи на пути спасения, супруги соединяются любовью о Господе и Его благодатной помощью - и только в духе любви могут плодотворно решаться все возникающие в семье проблемы.

Истинная любовь не ищет и не требует своего, спрашивает прежде всего с себя и обвиняет себя, а слабости ближнего прощает и помогает ему исправить их со всякой осторожностью, снисходительностью и тактом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Старец архим. Иоанн Крестьянкин пишет о животворности исполнения этой заповеди: «Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное - любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко». 

Св. Иоанн Златоуст объясняет, почему Господь заповедал преимущественно мужьям любить, а женам повиноваться (несомненно, с любовью):

««Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3, 18) …так как это украшает вас, говорит, а не их. Повиновение же я разумею не (рабское) к господам и не то, которое зависит от природы, но которое бывает для Бога. «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». Смотри, как он увещевает соблюдать взаимные отношения. Как там внушает страх и любовь, так и здесь, потому что и любящему можно огорчаться. Итак, слова его значат: не враждуйте; нет ничего огорчительнее той вражды, которой подвергается жена от мужа; вражда, направляемая против любимых лиц, бывает самая горькая; она показывает, что огорчение велико, когда кто восстает против своего члена.

Итак, любить — дело мужей, а уступать — дело жен. Потому, если всякий будет исполнять свой долг, то все будет крепко; видя себя любимой, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. … Любовь не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному, а от подначального (требуется) послушание. Да и то, что красота — в жене, а пожелание — в муже, показывает не иное что, как устроение для любви. Потому, когда подчиняется жена, — не величайся; и ты жена, когда тебя любит муж, — не надмевайся; ни дружба мужа пусть не возбуждает превозношения в жене, ни подчинение жены пусть не надмевает мужа. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима; а любит тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы легче было тебе подчиняться. Не бойся подчинения; подчиняться любящему нисколько нетрудно. Не бойся любви; (жена твоя) уступчива пред тобою. Союз не иначе возможен. Ты имеешь власть, необходимую по природе; имей же и союз по любви, (этот же союз) позволяет терпеть слабейшую». (Беседы на послание к Колоссянам)

Св. Феофан Затворник даёт даже более подробные пояснения, почему именно мужу заповедано любить:

«Женам повиновение, мужьям любовь предписывает. Цель слова — установить прочный мир и порядок в семье. Когда муж и жена согласны в семье, все мирно и все течет наилучшим образом. Коль же скоро они разладят, в семье все пойдет вверх дном. Согласие же и мир между мужем и женою нарушаются, и разлад зарождается наипаче: со стороны жены — вследствие неповиновения, оказанного ею мужу, а со стороны мужа — вследствие нелюбия, проявленного им к жене. Муж не сомневается, что жена его есть его, ему предана и он обладает ею, пока не заметит со стороны ее какого-либо неповиновения, невнимания и непочтительности. Жена не сомневается, что муж ее есть ее, ей предан и она им обладает, пока последний не обнаружит как-нибудь холодности к ней и нелюбия. Что ни приказывай муж, она охотно все исполнит из любви к нему и из уверенности в его любви к себе; но, коль скоро проглянула в муже какая-либо черта нелюбия к ней, руки опустились и дела уже не так пойдут, как шли обычно. Предотвращая эти существенные причины разлада между мужем и женою, Апостол и внушает наипаче жене повиновение, а мужу любовь.

Жена, любя мужа и уверенная в его любви, может иногда забыться и позволить себе нечто паче должного в отношении к мужу, — такое, что покажется неповиновением; а муж, в сознании своего преимущества и власти своей, может иногда так себя держать к жене, что это естественно покажется ей нелюбием. Чувства жены к мужу и мужа к жене очень нежны. Апостол и предостерегает: смотрите, не расстроите мира; ты — жена, — не забывай повиновения и в его паче духе старайся действовать, а ты — муж, — не забывай любви и ее паче старайся держать и проявлять к жене. Мир и согласие никогда и не отыдут от вас, а с ними и благоденствие семейное.

Повиновение предписывает Апостол женам такое, какое подобает иметь им, яко христианкам; а таким оно будет, когда будет о Господе, то есть или для Господа, или в духе Его, или по заповеди Его. Повинуйтесь, жены, мужьям, чтоб Господу угодное делать, исполняя заповедь Его, и послужить во славу имени Его. … Жена естественно чувствует себя слабейшею пред мужем и по сему чувству повинуется ему. Так повсюду; в древности мужья это естественное подчинение обратили даже в закон, и жены были у них будто рабыни. Апостол говорит как бы: так прежде бывало, а теперь вы делайте то же уже о Господе, — «то есть как повелевает закон Господень» (блаженный Феодорит). «Не по человекоугодию и не с притворством, а в страхе Господнем» (Экумений). Может быть, и потому прибавил Апостол: о Господе, — что как тогда многим женам приходилось оставаться в брачном союзе с неверующими, то, чтоб не пришло женам на мысль, что они по причине своего преимущества пред мужьями, какое давала им святая вера, могут отказываться от повиновения им, Апостол напоминает им: нет; вы все же должны повиноваться мужьям, и повиноваться вполне, как должно, переменив только дух повиновения, — повинуйтесь о Господе (см.: блаженный Феодорит).

Предписывая мужьям любовь, Апостол не прибавил: о Господе; ибо это само собою разумелось. В христианском браке ничего не должно быть чувственного, а все чисто, свято, трезвенно Но счел нужным прибавить лишь: …не будьте горьки для них, не проявляйте своей власти и своего главенства так, чтоб это горько было для жены, как ярмо и иго неудобоносимое, но самые повеления и распоряжения делайте так, чтоб они свидетельствовали о вашей любви и дышали ею. Не то, что приказывается, бывает иногда горько для жены, а то, в каком тоне это произносится, с какою миною или движением. Когда все это любовно, тогда любовь вызывает любовь и повиновение идет со всею охотою и благорасположением, — не по натиску совне, а по своему внутреннему хотению. Тогда незаметно исполняется самая тяжелая на вид воля мужа; а когда нет любви, тогда и легкое желание мужа горько бывает и тяжело.

Или этим внушает Апостол мужьям быть снисходительными к женам, когда тем случается в чем-либо не угодить им. Ежели жена всегда старается делать, как желает муж, то мужу, когда заметит какое упущение или недосмотр, умнее не обратить на это внимание, как бы ничего не случилось, и, если необходимо бывает заметить, делать это так, чтоб жена и не заметила, что делается замечание, а что только идет рассуждение о лучшем порядке дел, в которое и она входит и свои суждения предлагает. — Не имел ли в виду святой Павел также и естественных некоторых недостатков в женах, кои, оказавшись, раздражают иногда мужей в минуты забвения и дают им повод нападать из-за них на жен и огорчать их тем. Если и произвольная ошибка достойна снисхождения, тем более достойно снисхождения то, что не зависит от произвола». (Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам)

Св. Феофан Затворник пишет, говоря об обязанностях супругов как о деятельном исполнении заповеди взаимной любви:

«Муж — глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй ее быть себе покорною. Во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною тайн. Должен смотреть за нею, заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно. Но уж никак не позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностию. Муж — убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога не боящеюся... Блюдение, однако ж, нравственности не препятствует удовлетворять ее желанию держать себя прилично и иметь общение со внешними, хотя не без соизволения его.

Жена же со своей стороны должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли. Потому верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не попуская того, чтобы когда-нибудь поставить на своем, вообще ни в чем не желать и не являть главенства. В случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить все, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого. Однако ж это не отнимает у нее обязанности заботиться о добронравии супруга. Своею мудростию и влиянием она может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но, сколько есть ума и сил, действовать на него и исхищать как из огня. Для сего саму себя украшать преимущественно добродетелями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, средственное, от чего легко отказаться, особенно когда сего потребует необходимость поправить дела. Наконец, помнить, что на ее доле блюдение домашних дел, хотя исполнительное только... Ее долг — делать положенное; видя какую нестройность, сказать и восстановить, или восполнить» (Начертание христианского нравоучения).

Поэтому при любом противоречии, за возмущением, раздражением, непониманием, обидой надо стараться не потерять любви о Господе, заботы о душе самого ближнего человека. Подвизающемуся в такой любви Господь даёт и прощение обид, и сострадание, и понимание ближнего, и самоотвержение, и благоухающее смирение. Даёт истинную супружескую любовь, которая рождается только трудами супружеского крестоношения.

Св. Алексей Мечев говорит: «…брак есть крест… жизнь христианских супругов состоит во взаимном несении общего для всех жизненного креста (а вдвоем всегда легче) и совместном шествии ко Господу. Поелику супруги проникнутся такою мыслью, брак их будет воистину благословенным и нерушимым навеки».

О необходимости беречь в браке взаимную любовь говорит и святитель Феофан Затворник: «Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих многочисленных письмах постоянно учил, что все трудности семейной жизни надо решать в духе любви и ответственности за ближних перед Богом, Который доверил их нам:

«…через тебя (ты - глава семьи) в твой дом должен войти Господь, который уже коснулся твоей души. ... Пред Господом ты, может, и предстанешь один, но Он тебя спросит: "А где же твои кровные родные?" Ведь муж и жена уже не двое, но одна плоть. И чадо твое, за которое с тебя спросится сполна, - каким оно вырастет? А как ответить? Скажешь, что потерял их по пути и не заметил?!

Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог - это любовь в первую очередь. Ты же о любви по Богу к своим близким не думаешь. Жена не хочет жить с тобой - другим, странным, ей неведомым. А разве ты что-нибудь сделал для того, чтобы и она разделила с тобой радость об обретенном сокровище? Да, она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы учиться на земле жить по-христиански.

Что тебе делать?

Помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было.

Начать жить …до поры разделяя с супругой ее немощные желания. В душе же всегда молись о ней, призывая помощь Божию к ее обращению. Тогда и для дочери хоть что-то, понемногу, можно будет делать. … Ведь сначала, я уже сказал тебе, надо не теоретически стать христианином, но жизнью своей».

«…надо тому, кого пробудил Господь к жизни, понести труды, скорби во спасение своих близких.

Терпения надо очень много, любви еще больше. ... Господь умудрит Вас, как жить, чтобы и они познали радость жизни в Боге».

«Да еще не забывайте, что на земле нет ничего идеального, и будьте построже к себе и снисходительнее к другим».

«И надо было потрудиться, понести его немощь, вымаливая близкого человека».

«Ваше христианское терпение, смирение и любовь хоть немного, в свое время, сделают свое дело, и Ваша половинка, Ваш муж, оживет духом.

Но для этого начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь Вы. Поймите, ведь ему труднее, чем Вам, он не знает Бога, а враг ведет его "аможе не хощет".

Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и Вам. А остальное - дело Божие. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7 и помните, что Вы болеете вместе с мужем, ведь Вы двое - плоть едина.

А то, что молитесь тайно от него, - хорошо. Это надо делать обязательно, чтобы не вызвать его на богохульство. Придет время, и тайное можно будет делать явно. Божие благословение Вам!»

"Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него. ... Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа".

"Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая. И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно.

Одним словом - сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём".

«А ведь за семью-то надо побороться… Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе - нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома».

«…помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон. Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом - будет созидаться семья».

«…семью Вам надо сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу».
(Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина))

Священник Павел Гумеров, отвечая на вопрос «Кто глава семьи?», замечает, что повиновение жён Господь обуславливает духовной любовью мужей:

«Когда мы обращаемся к теме иерархии в семье, сразу же приходит на память Послание апостола Павла к Ефесянам. Наверное, еще потому, что все слышали, как оно читается во время Таинства венчания. Особенно почему-то запоминаются последние слова. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25), — говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.

Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», — как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа — заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: «а жена да боится...» Как боится? Трепещет, что муж придет усталый или пьяный с работы и она попадет под горячую руку? Конечно, нет. Муж — образ Христа в семье. Мы говорим: «страх Божий», «бойтесь не людей, а Бога» — вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал, разве что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что сам бы он так никогда не поступил, была пострашнее ремня.

Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям. Но муж вправе ждать такого повиновения, только если он любит свою жену, как Христос — Церковь». (Священник Павел Гумеров. Малая Церковь)

Иными словами, заповедь Апостола о семейной жизни: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 22 – 25, 28) ясно показывают, что основанием брака и семьи является любовь, понимаемая как дар и жертва.

Муж – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. От мужа Господь ожидает духовной любви, самоотверженной и жертвенной.

Так и от жены Бог ожидает смиренной, жертвенной любви, поддержки и помощи мужу во всём, что не противоречит Божией воле. Ева сотворена была как помощница мужа, равная и равночестная, по объяснению св. Иоанна Златоуста, но всё же - помощница, кроткая, любящая, смиренная. Этого ждёт от своей жены каждый супруг, это заповедует жёнам и Слово Божие:

«Кроткая жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе» ( Сирах. 26, 17). 
 
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» ( 1 Пет. 3, 3-5 ).

«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; ...одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие»  (Тит. 2, 1-5). 

* * *

Я привела основы святоотеческого учения о том, как преодолевать трудности, возникающие в семье. А вот решать, как поступить в каждом конкретном случае, каждому человеку надо самому, исходя из конкретных условий и Божиих заповедей. Каждый христианин, желающий их исполнять, учится этому искусству долгие годы, проходя с помощью Божией свой собственный крестный путь борьбы со своими страстями, без чего ни один человек не может ни помочь другому, ни стяжать мир в своей душе и в своей жизни.


Источник: https://proza.ru/avtor/ulianova




Яндекс.Метрика