Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Благородство


Благородство (от слов «благой» и «род») — 1) изначально - совокупность нравственных качеств человека, происходившего из знатного рода, то есть аристократу, дворянину, необходимая для полноценного выполнения им обязанностей его общественного положения; 2) высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; 3) совокупность добродетелей души, созданной Богом по Его образу и достигающей подобия Благому Богу; свойство души, свободным произволением ищущей исполнения воли Божией по любви к Богу и истине, трезвенно противостоя любому греху.

1. Священное Писание о благородстве
2. Благородство души, созданной по образу Божию
3. Восстановление благородства падших людей Спасителем. Дары крещения
4. Христианское благородство сохраняется только борьбой со страстями
5. Благородство основывается на духовной, христианской любви

1. Священное Писание о благородстве

"Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48).

"Никто не благ, как только один Бог" (Мф. 19, 17).

"Чадо, кротостию прослави душу твою и даждь ей честь по достоиству ея" (Сир.10, 31).

"И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им" (Пс. 48, 13).

2. Благородство души, созданной по образу Божию

Обычно под словом «благородство» понимают наличие предков из высокого сословия, или великодушное поведение, не связанное с верой. Между тем, человек обладает благородством от самого сотворения его Богом: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27).

В «Повести о Таксиоте воине» (память 28 марта) есть несколько слов, подтверждающих, что даже согрешившая человеческая душа обладает красотой, происходящей от образа Божия. Таксиот проводил жизнь во грехе, но однажды испугался бушевавшей в городе эпидемии, обратился к Богу и покаялся во всех своих грехах. Однако вскоре снова «впал в грех прелюбодеяния с женой земледельца» и «по прошествии нескольких дней, по совершении греха того, он был ужален змеею и умер».

Тело его похоронили, а душу повлекли по мытарствам. На мытарстве блуда бесы задержали его из-за последнего, совершенного им при жизни, греха, а сопровождавшие его «ангелы не нашли доброго дела, которое можно было бы противопоставить греху тому» и, оставив его с бесами, удалились. Тогда духи зла схватили его и свели «до самой глубины темниц адовых, где во тьме вечной заключены души грешников, где нет жизни людям, а одна вечная мука, неутешный плач и несказанный скрежет зубов»…

Однако Господь смилостивился над Таксиотом, так недавно принесшим Ему искреннее и полное покаяние, и послал к нему ангелов, которых он упросил дать ему ещё одну возможность покаяться. И вот, он воскрес через шесть часов после того, как его похоронили, и рассказал обо всём, случившемся с ним, так заключив своё исповедание:

«Тогда (ангелы) вывели меня оттуда на землю и привели к гробу, где лежало тело мое и сказали мне:

– Войди в то, с чем ты разлучился.

И вот я увидел, что душа моя светится как бисер, а мертвое тело как грязь черно и издает зловоние, и потому я не хотел войти в него.

Ангелы сказали мне:

– Невозможно тебе покаяться без тела, которым совершал грехи. …

Тогда я вошел, ожил и начал кричать: «Помилуйте меня!»…»

Здесь мы видим свидетельство воскрешённого Богом для покаяния человека, засвидетельствованное авторитетом Церкви, что его душа – душа, затемнённая смертным грехом и заслужившая ад, - всё же «светилась как бисер». Как же прекрасна должна быть душа праведника, в которой незамутнённо сияет образ Божий!

Первые люди обладали этим благородством в полной мере. Святитель Тихон Задонский воспевает его: «Душа наша по образу Божию создана… О, сколь велико благородство, достоинство и красота души! ... Честнее неба и земли и всей твари одна душа человеческая. О, любезная, бессмертная и великолепная красота, благородство, честь и достоинство души! Ниже Бога, как создание Его, и выше всей твари, так как образ Божий имеет в себе». (Письма келейные. Письмо 21)

«Все вещи созданные — свидетельства всемогущества, благости и премудрости Божией, но человек, кроме того, образ Божий в себе носит. Воистину прекраснейшая красота, любезное благолепие, высочайшее достоинство, драгоценнейшее благородство! ... Красиво небо, солнце, луна и звезды, и все создание Божие, но самый красивый — человек, так как по образу Божию созданную красоту в себе носит». (Письмо 25)

Св. Иоанн Златоуст, говоря о Пророке Иоанне Предтече, упоминает благородство Адама, бывшее до грехопадения: «Для того-то он и носил власяную одежду, чтобы и самою одеждою научить нас удаляться человеческого… но возвращаться к прежнему благородству, в каком был некогда Адам, прежде, нежели возымел нужду в платье и одежде» (Толкование на святого Матфея)

3. Восстановление благородства падших людей Спасителем. Дары крещения

Итак, Бог создал первых людей по Своему образу и подобию – и в этом истинное благородство человека. Но люди грехопадением помрачили, исказили в себе образ Божий, и, «имея вид человеческий, злою волей погубили благородство своей природы, и из человеков ниспали до неразумия животных» (Святитель Иоанн Златоуст. (Беседы на книгу Бытия)).

Однако Господь не оставил нас погибать и искупил людей, и возвращает нам чистоту образа Божия в таинстве крещения.

Преп. Макарий Великий видит в искуплении свидетельство достоинства и благородства души человеческой: «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама» (Духовные беседы. Беседа 26).

"Через крещение крещаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его", - пишет св. Василий Великий.

"Когда крещаемся, - говорит святитель Иоанн 3латоуст, - тогда душа, очищаемая Духом, сияет светлее солнца".

Св. Феофан Затворник говорит о восстановлении в душе крещаемого «Божественного порядка во всей его красоте»:

«Что происходит внутри? — Исцеление греховной болезни и повреждения. Сила благодати проникает внутрь и восстановляет здесь Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство ... Почему крещение и есть возрождение или новое рождение, поставляющее человека в обновленное состояние».

Обновление человека в крещении таково, что святые отцы называют возвращённое христианам благородство царским достоинством, даром первородства. Так, преподобный Макарий Великий пишет: «Поэтому христианство не есть что-нибудь маловажное, оно – великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты – «род избран и язык свят» (1 Петр. 2, 9). Тайна христианства необычайна для мира сего. …то царство и то богатство Божественны, небесны, славны, никогда не преходят, никогда не прекращаются. Ибо в небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем, и как Сам Он перворожден из мертвых (Кол. 1, 18), так и соцарствующие с Ним первородны».

Преп. Феодор Студит пишет о благородстве усыновления христиан Богу:

«Мы же … не попустим себе погубить благородство, коим облагородил нас Господь, усыновив нас Богу и Отцу. «Елицы же прияша Его, - говорит Евангелие, - даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1, 12)».

Св. Тихон Задонский пишет в Слове «О чести и благородстве истинных христиан»:

«Честь и благородство, которых …истинных христиан удостаивает Человеколюбивый Господь, так велики и высоки, что это не только описать, словом изъяснить, но и умом понять невозможно. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди обновления» (1 Петр 2, 9), — говорит истинным христианам апостол. …посмотрим и представим внутренним нашим очам честь и благородство христианское, чтобы поревновать ему с усердием его поискать:

1) Они называются и есть чада Божии. Что преславнее этого имени для человека? Этому достойно удивляется апостол Христов и с восхищением говорит христианам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3, 1). Поэтому и молятся христиане Богу, как Отцу своему, и единый глас к Нему возносят: «Отче наш, Иже еси на небесех»... О великое благородство и честь наша, и утешение, возлюбленные христиане! …

2) Истинные христиане имеют тесный союз и общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. В этом уверяет нас апостол Христов, говоря: «Наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1, 3). … За нечто великое люди считают дружбу и общение с земным царем, насколько несравнимо большая честь — иметь общение и дружбу с Богом…

3) В истинных христианах, как в храмах одушевленных, любезно обитает Небесный Бог, Отец и Сын и Святой Дух. Об этом говорит Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Что может быть честнее и благороднее той души, в которой Бог Триипостасный любезно и благодатно обитает? … О блаженство! О достоинство! О благородство души христианской! …

4) Истинные христиане — это духовные члены пренебесной Главы — Христа, Царя царствующих и Господа господствующих. Об этом говорит апостол: Мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф 5, 30). …

5) Души истинных христиан обручены, как невесты, с Бессмертным Женихом Иисусом Христом. Об этом свидетельствует апостол: «обручил вас, христиане, единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор 11, 2). Тайна эта велика. … Что благороднее и дороже и души христианской, Ему в невесту обрученной?

6) Истинные христиане — наследники Божии, «сонаследники же Христу» (Рим 8, 17), им принадлежат вечное и небесное царство и все блага: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2, 9). …

Познайте же, что нет никого благороднее и славнее истинного христианина».

Св. Тихон Задонский заключает своё поэтическое слово предостережением: «Это благородство и слава здесь, в мире сем, приобретается или погубляется. Приобретается истинным покаянием и верой, а погублется нераскаянием и неверием».

4. Христианское благородство сохраняется только борьбой со страстями

Да, велики дары Божии, высоко благородство получающего их. Но как легко мы теряем дары благодати, губим дарованное благородство…

“Неизреченная и страшная слава, - говорит святой Иоанн Златоуст, - доставляемая крещением, пребывает в нас один или два дня; потом мы ее погашаем, наводя на нее бурю житейских попечений и закрывая лучи густыми облаками”.

Почему эта так? Св. Игнатий (Брянчанинов) объясняет, что “в падшем естестве нашем не уничтожено святым крещением свойство рождать из себя смешанные зло с добром”. "…благодатное состояние обновления и пакибытия, доставляемое святым крещением, нуждается в поддержании жительством по евангельским заповедям. … Не поддерживающий приобретений, дарованных святым крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное. … Ожив в пакибытие крещением, мы снова умерщвляем себя жизнью по плоти, жизнью для греха, для земных наслаждений и приобретений. … Благодать крещения остается без действия, как светлое солнце, закрытое тучами, как драгоценный талант, закопанный в землю. Грех начинает действовать в нас со всей силой или и еще сильнее нежели до принятия крещения, сообразно тому, в какой степени мы предаемся греховности».

Св. Тихон Задонский
пишет «о бедствии христианина, беззаконно живущего после святого крещения»: «Невозможно довольно описать и оплакать бедственное состояние того христианина… Всего того блаженства лишается, которое при крещении Божией благодатью сподобился было… стал чадом Божиим, но это преславное благородство потерял; сделался наследником вечной жизни и царствия, но наследие это погубил».

Так, за сохранение даров Божиих надо бороться. Примечательно, что в системе координат, в которой мыслят святые отцы, превозносящие дарованное христианам благородство, борьба христианина с грехом мотивируется высшими духовными основаниями – не страхом наказания, не желанием наград, а стремлением сыновней любви не предать Господа и не отлучиться от Него из-за греха, не утратить благодати усыновления, достойно соблюсти высокую честь, которой почтил нас Господь.

Именно в этом они видят истинное благородство. И основывается оно на свободе от страстей. Святые отцы говорят, что подлинная свобода - это безраздельное, естественное устремление  души ко благу и способность свободно и непринуждённо творить добро.

"Бог … даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они свободно по своей воле, отвергались от зла и обратились к добру. …Таким и был создан первый человек, создан способным выполнять свое назначение, притом свободно, добровольно, радостно, по влечению души, а не по принуждению» (Православное догматическое богословие. Протопресвитер Михаил Помазанский). Такая свобода возможна только по благодати: "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3, 17).

И, напротив, порабощение страстям лишает душу благородства. И если мы хотим поступать благородно, в соответствии с Божией волей о нас, нам надо с решимостью противостать страстям. В этом святые отцы видят единственный путь сохранения благородства.

Так, св. Марк Ефесский в Послании к Георгию Схоларию пишет:

«Доколе, о, несчастный, благородство и честь твоей души будешь ты погружать в лишенные всякой ценности вещи?! До каких пор – сны, и когда серьезно отнесешься к Истине?! …возобладало ли тобою тщеславие и ложное богатство и изящные и разукрашенные тоги и прочее, на чем зиждется благополучие этого мира? – Увы, философ – с таким чуждым философу мировоззрением!»

Святитель Григорий Нисский утверждает:

«Всякое рабство греху бесславно, ибо бесчестит благородство души…»

Св. Иоанн Златоуст призывает христиан жить достойно дару христианского благородства:

«Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, через это всем даровал одно благородство. ... Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в Себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару.

…немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах... Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку». (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста)

«В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной и был достоин того». (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия)

Святитель Тихон Задонский пишет о связи подлинного благородства и свободы от греха:

«Великим люди считают быть свободным человеком, быть благородным, никому не служить, но самому другим приказывать и повелевать. Но для христиан велико быть свободным от греха, иметь благородную душу, никакому греху не служить, но служить одному Богу верою и правдою. Вот прекрасная свобода и вот истинное благородство! …

Благородные души стоят против всякого греха, и против него сражаются, и не допускают его обладать собою. ... «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», — говорит Господь, Освободитель наш (Ин. 8, 36). Вот преславная свобода, истинное благородство наше, достоинство наше, честь наша, слава наша, красота наша, доброта наша и вечное наше блаженство!»

«Истинно свободен и подлинно благороден тот, кто не греху и миру сему, но Богу служит и угождает. Вот прекрасная работа, и пресладкая свобода, и истинное благородство! Поступайте же по заповеди Божией, и для людей работая, Богу угождайте, тогда этот преславный титул (свободного и благородного) вам будет приличествовать».

«Познавай, христианин, драгоценность души твоей… Честь, слава и достоинство души твоей больше славы всего мира. …Все благородство, достоинство и преимущество этого мира, вместе собранное, — гной перед честью и благородством души человеческой. …

Вот как велики душевная свобода и благородство! И хотя христиане не без греха, однако не лишаются своей свободы и благородства, поскольку, чувствуя и видя немощи свои в себе, непрестанно воздыхают к Небесному Отцу и, признавая грехи свои, согласно возносят глас свой к Нему: «Отче! Остави нам долги наша». И получают, чего просят, и так свободы своей не лишаются».

Таким образом, святитель Тихон Задонский учит, что освободиться от рабства греха и соблюсти благородство души можно лишь исполнением заповедей, борьбой со страстями, покаянием, а также – отказом от мирской суеты, стремлением к благам духовным:

«Стремись, дух мой, к горнему Иерусалиму, к дому Отца Небесного, где «обителей много» (Ин. 14, 2). Там наша слава, честь богатство, благородство, утешение, радость, веселье и торжество истинное и вечное. На горы, душа, воздвигнемся. Гряди туда, откуда помощь идет (см. Пс. 120, 1). О, Иисусе, Сыне Бога Живаго, Искупитель и Спаситель мой, «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс. 118, 37)! Положи это на ум и рассуждай, и возгорится сердце твое, и забудешь всю печаль». (Святитель Тихон Задонский. Письма келейные и наставления)

«Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человеческая: к чему она с любовью обращается и присоединяется, то в ней и изображается. В зеркале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается — земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращается, небесный образ в ней и изображается, когда к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту. Поэтому увещевает нас Святой Дух через апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16). А что в душе ныне изображается, с тем она и на Суд Христов явится, если сейчас истинно не покается. …

Поэтому, христианин, вооружись против плоти твоей сначала, пока еще молод; вооружись против плоти, которая со страстями и похотями воюет с душой твоей и хочет ее умертвить. Исторгай страсти и похоти из сердца твоего, пока они еще молоды и не возросли, — да не умертвят, вырастая, душу твою. ... Они окружают душу твою, и непрестанно угнетают ее, и отнимают благородство ее, и лишают пресладкой свободы. Отвращают от Бога и святой любви Его. Не допускают волю Его творить, Ему служить и угождать…

От этого бедствия душевного никто нас не может избавить, — никто, кроме Иисуса Христа. Он наш Избавитель. …Он ради того в мир пришел, и в мире пожил, и пострадал, и умер, чтобы души наши от этого бедствия и зла избавить, и первое наше блаженство, и благородство, и свободу, то есть прекрасную эту красоту — Божий образ — нам возвратить. В Нем все блаженство и слава наша состоит. Признаем бедность нашу и, смирившись, у Него поищем избавления». (Св. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое)

Преподобный Никодим Святогорец подчёркивает значение таинства причащения для сохранения чистоты образа Божия, подлинного благородства в душе христианина: «Эта Кровь [Христова] делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая».

Св. Феолипт, митрополит Филадельфийский в «Слове о сокровенном делании» (Добротолюбие, ч. 2), подчёркивает, что подлинное, христианское, благородство возвращается лишь покаянием:

«Ты воспомянул, то благородство, которое ты принял в крещении от благодати, отверг же произвольно страстями в мире; ты возжелал восстановить (это благородство) благим произволением… …ныне ты присоединился Христу покаянием. …пришедши в возраст, познал величие дара, и заграждены уста твои (к самооправданию)… Смотри, чтоб не пренебречь и этим обещанием (покаяния); смотри, чтоб не быть отвергнутым и повергнутым… Кроме пути покаяния нет другой стези, возвращающей ко спасению».

Св. Феофан Затворник наставляет ищущего истинного благородства души:

«Главное … доброе настроение сердца и благая цель. Светлые о всем понятия придут после сами собою, придет и благородство сердца и даже благородство приемов, как это показал не один пример». (Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. 39)

Св. Иоанн Златоуст
видит благородство души в «добродетели и кротости нрава» (Слово на новый год). Он учит, что подлинное, духовное благородство заключается в исполнении воли Божией:

«В этом-то и состоит преимущество Церкви; в этом отличие нашего благородства, прообразованное еще в Ветхом Завете. …одно только потребно - воля и душевное расположение. …Итак… будем искать того богатства, которое состоит в добрых делах...

Есть одно только благородство - исполнение воли Божьей, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства.

Итак, … презрев благородство рода, яви такое же благородство духа, какое имел тот блаженный, хотя и бедный, который сказал Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18)… какое имели пророки и все апостолы». (Толкование на святого Матфея евангелиста)

Святитель Николай Сербский пишет о путях стяжания и сохранения «единственного вечного благородства»:

«Вы вознеслись душой до Царя царей и Господина над господами. Мысленно Вы с Ним общаетесь, молитвами с Ним говорите. Он воздух и свет Вашей души, всегда присутствующий перед духовным Вашим взором. С кем бы ни говорили, Вы как будто с третьим говорите, ибо Господь – второй между Вами и каждым Вашим собеседником. Вы, прежде чем сказать, в Боге мыслите, Вы раба Божия, а потому и дщерь Божия. Отсюда …и благородство Ваше, а это …единственное вечное благородство. Оно приобретается верой и сохраняется слезами и молитвами». (Миссионерские письма. Письмо 149)

Итак, благородство – это свойство души, свободным произволением ищущей исполнения воли Божией по любви к Богу и истине, трезвенно противостоя любому греху. Это охраняет в христианине неискажённым образ Божий, взращивает подобие Богу. Красота христианской благородной души несравнима ни с чем, в ней - сияние Божества. Она украшена целым сонмом таких благоухающих добродетелей, как великодушие, кротость, смирение, самоотречение, честность, бескорыстие…

5. Благородство основывается на духовной, христианской любви

Преп. Паисий Святогорец
так говорит о свойствах благородной души: «Благородство духовное - это духовное превосходство, жертвенность. Благородная душа требует только с себя, но не с других. Жертвует собой ради других, не ища воздаяния. Забывает о том, что даёт, но помнит любую мелочь, которую получает. Обладает любочестием, смирением, простотой, бескорыстием, честностью... всем обладает. Обладает и величайшей радостью и духовным взыгранием, ликованием.

Духовное благородство несёт Благодать Божию, оно есть, как бы это сказать, свойство Божественное. Где есть благородство, там тишина, незаметность, поэтому там упокоевается Христос и живёт благословение Христово. …

Духовное благородное великодушие! … Оно - приемник Божественной Благодати. … Во всём требуется духовное благородство. …главное, чтобы человек позаботился стяжать то, что важнее всего - духовное благородство, которое есть душевная непорочность. Чтобы в нём не было корысти, своеволия, эгоизма, человекоугодия и т. д, чтобы в нём мог обитать Бог». (Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели)

Как это напоминает другие слова, слова апостола! «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).

Так! Благородство христианина заключено в христианской любви, в уподоблении Богу, Который и есть – любовь и истина. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Христианская любовь – это не чувство, которое можно самому в себе воспитать, и она не руководствуется чувствами. Чувства могут быть обманчивы. А духовная любовь рождается в человеке, ищущем воли Божией, от Бога. Это сила Божия, которой Он действует в ищущем исполнения Его воли.

"Любовь есть прежде всего Божественная, нравственная сила, которая нас рождает от Бога, нас делает сынами Божьими, нас "обоживает", - учит преп. Иустин (Попович). "Бог есть любовь и, даруя ее, Он как бы дарует Себя Самого", - говорит он, - "Живя любовью Христовой, человек вводит Бога в душу свою, живет Им, мыслит Им, чувствует Им, действует Им. Одним словом, Бог в нем пребывает... И когда Бог пребывает в человеке, тогда и любовь его совершенствуется". (Толкование на 1 соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова)

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет об отличии человеческого чувства любви от любви христианской:

"Истинная, святая любовь к Богу и ближнему, отчетливо изображена в евангельских заповедях; правильное, непорочное действие ея является в исполнении евангельских заповедей. «Кто любит Мя, – сказал Господь, – заповеди Моя соблюдет». В такой любви не может быть ни мечтательности, ни плотскаго разгорячения…

Любовь духовная постоянна, безпристрастна и безстрастна, вся – в Боге, объемлет всех ближних, всех любит равно, но и с большим различием. …

Где Христос, там нет зависти и рвения. Любы не мыслит зла! – там спокойствие, там мысли благия, там постоянство, там святый мир. Любовь, сопровождаемая рвением – земная, плотская, нечистая. Очи у святой любви – как у орла, как у пламеннаго Херувима: от них не может скрыться и малейшее греховное движение. Но сама любовь неприступна для греха, всегда пресмыкающагося на земле; она живет на Небе, – туда переносит на жительство ум и сердце, соделавшиеся причастниками Божественной любви". (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам)

Такова христианская любовь, основа истинного благородства. Источник их – Господь, и только с помощью благодати они достижимы, и, в свою очередь, возводят к Богу и открывают Царствие Небесное, как пишет св. Тихон Задонский:

«Обратите внутренние ваши очи на славу и благородство христианское, и его поищите, чтобы быть истинно благородными и славными! Слава истинных христиан ныне не видна, а только верою постигается и познается. Откроется она в откровении чад Божиих. Возлюбленные, — говорит апостол, — «мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3, 2). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф.13, 43)! Аминь».


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна







Яндекс.Метрика