"Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу".
"Ангелы в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла - не могут грешить, потому и называются святыми ангелами" (Закон Божий).Ангелы различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Все ангелы разделяются
на три лика, а в каждом лике находится по три чина. Так, первый лик: в нем — три чина. Первый чин — Серафимы; второй чин — Херувимы; третий чин — Престолы.
Далее следует второй лик: в нем также три чина. Первый чин — Господства; второй чин — Силы; третий чин — Власти.
Наконец, третий лик, и в нем следующие три чина: первый чин — Начала; второй чин — Архангелы; третий чин — Ангелы.
Православной Церкви известны имена архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.
"
Много ли ангелов? - пишет
священномученик Серафим Звездинский. - Можно ли исчислить их? Нет. Неизмеримо блаженство
ангелов, неизмеримо и число их. Они окружают Престол Божий тьмами тем и
тысячами тысяч. Видел я, — повествует пророк Даниил, — вот поставлены
были престолы и воссел Ветхий деньми... Огненная река выходила и
проводила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред
Ним (Дан. 7, 9-10). А пастыри Вифлеемские, в святую Рождественскую ночь
видели многочисленное воинство небесное, которое воспевало: «Слава в
вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Когда
Господь Иисус Христос взят был в саду Гефсиманском, и апостол Петр, в
защиту Учителя своего, извлек меч свой, ударив раба первосвященникова,
Господь сказал Петру: «Возврати меч твой в его место... или думаешь, что
Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели
двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26, 52).
Легионы ангелов...
Многочисленное воинство... Тьмы тем и тысячи тысяч... Видите, как слово
Божие исчисляет ангелов: всем этим оно хочет сказать нам: мир ангельский
— необъятный. Вот почему в слове Божием и сравниваются ангелы со
звездами (Иов. 38, 7). Звездами можно любоваться, можно, взирая на них,
прославлять Творца, но счесть их нельзя; так и ангелов: можно им
молиться, можно воспевать их, но сказать, сколько их, нельзя".
Ангелы не только воспевают славу Богу, но и служат Ему в делах Его промышления о мире вещественном и чувственном. О таком их служении часто говорят св. отцы.
Св. Григорий Богослов:
"Одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир".
"Каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу (цели), по мгновению Зиждителя всяческих".
Афинагор Афинянин:
Ангелы "поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем".
Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании, как вестники воли Божьей, руководители людей и служители их спасения.
Православная Церковь верует, что каждый крещеный человек имеет своего ангела хранителя, если не отдалил его от себя нечестивой жизнью. Господь Иисус Христос сказал: "Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о том, как защищают нас ангелы хранители:
«Если бы ангелы хранители не охраняли нас от козней злых демонов, о, как часто бы тогда мы падали из греха в грех, как бы мучили нас тогда бесы, услаждающиеся мучением людей, что и бывает, когда Господь попускает на время отступить от нас Ангелу хранителю и кознодействовать над нами бесам. Да, Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостью плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые - от них».
Ангелы постоянно совершенствуются. Как духи бесплотные, они в высшей степени способны к внутреннему саморазвитию.
“Престолы, херувимы, серафимы поучаются от Бога, а от них поучаются и низшие чины”, - говорит св. Афанасий.
“Просвещают они друг друга”, - рассуждает св. Иоанн Дамаскин, - “по преимуществу чина или естества”.
Такое учение вошло и в “Православное исповедание веры” (отв. на вопр. 20), в котором говорится: