Оставить сообщение
Здравствуйте, о поминовении о здравии и за упокой в разделе о молитве написано "Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его".
(Цит. по кн.: Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. – Минск, 2006. – С. 276-277).
Если я хочу молиться вместе с церковью о своих родных и близких православных, но не знаю, на сколько они грешные и раскаявшиеся... ведь только Бог видит наши сердца. А бедные священнослужители как могут определить по запискам, кого можно поминать за проскомидией, а кого нельзя? Я вижу, этот вопрос очень серьезный...
Администратор: Здравствуйте, Елена.
Мы не можем и нам не надо исследовать меру покаяния наших родных. Достаточно лишь знать, были ли они крещены и как они относились к Богу и Его Церкви.

Смотрите, что на самом деле говорит преп. Паисий: «об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение». То есть тут речь о явных отступниках от Церкви, до самой смерти не раскаявшихся в своём богоборчестве. О том, что за таких несчастных нельзя молиться за богослужением, мнение Церкви однозначно и непреложно: такая молитва будет в грех молящимся и во вред умершим. Вот что пишут святые отцы:

Преподобный Лев Оптинский:
"Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)".

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также писал о крещёных:
"Подавать на Литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу".

Почему поминовение на проскомидии бывает в осуждение нераскаянным грешникам, объясняет св. Симеон Солунский:
«Иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2 Кор. 11, 29)».
«Ежели кто, будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе примет от принесенной за него жертвы…»

Поэтому, конечно, если среди родных есть те, кто откровенно высказывал свои атеистические взгляды, кто хулил Бога и Церковь, то за таких подавать записки в церкви нельзя. Ведь остерегаем же мы ближних от причащения во осуждение, также должны относиться и к тем, кто ушёл в мир иной. Иначе от таких записок о поминовении богоборцев будет сугубый грех и им, и нам. Господь ведь видит всё, Его обмануть невозможно. И Он никого не заставляет быть с Ним. Тот, кто добровольно не соединился с Ним в этой жизни покаянием и таинствами, решил этим свою вечную участь, потому что за гробом начало покаянию положить невозможно.

Другое дело те, кто был крещён и не отрицал существования и благости Бога. За таких христиан мы без сомнения и исследования молимся, потому что мера их покаяния открыта лишь Господу, и не людям о ней судить. Об этом в той же статье Вы можете прочитать, например, наставление св. Феофана Затворника, который пишет, что поминать за упокоение души надо всех, принявших крещение, не предвосхищая суда Божия:

"…отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет-ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших не доискиваясь, причислены-ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, - не разгораживаясь пополам умиранием. …
Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие».

(Молитва)

Здравствуйте! Прочитал от одного святого, что он пишет "И когда я умру, то пойму что любил Бога не так сильно, как надо". И еще где-то прочитал, что откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни была любовь. А что здесь подразумевается? Всего лишь отсутствие ненависти к людям и врагам своим и любовь к Богу? Или исполнение всех заповедей Божиих?
Администратор: Здравствуйте, Сергей. Последний вариант правильный. )
Та любовь, к которой призваны все христиане, нам на самом деле опытно неизвестна. О ней сказал Апостол: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13, 4-8). Такую любовь – совокупность всех совершенств – имеют только святые. Она - действие Святого Духа в чистой и смиренной душе. Достигается она по мере очищения сердца от страстей исполнением заповедей Христовых.

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть статья "Слово о страхе Божием и о любви Божией", в которой он предостерегает от того, чтобы искать в себе некие высокие чувства любви, вместо того, чтобы смиренно трудиться над исполнением заповедей. Известно, что ищущий высоких ощущений легко может быть соблазнён бесами, которые предложат ему ложные чувства, играя на общей для всех гордости, и этим могут погубить. Св. Игнатий пишет:

«Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей (1Кор.13:13), что она — Бог (1Ин.4:8), начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святаго Духа (Рим.5:5). Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этою любовью! Он свят и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек — богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтоб обитал в нем Бог (1Кор.3:16). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении.

Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души. …предается власти демонов. ...вступивший в направление, воспрещенное Богом, как увлеченный самомнением, как произвольно отвергший повиновение Богу.

“Любовь есть соуз (совокупность) совершенства” (Кол.3:14). Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтоб вступить в совершенство всех совершенств, в слияние их, в любовь. “Всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога” (1Ин.4:7). “Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает” (1Ин.4:16). “О сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам” (1Ин.4:13). Единый истинный признак достижения любви, данный нам самим Святым Духом, есть явное присутствие в нас Святаго Духа. Тот, кто не соделался храмом Святаго Духа, да не льстит себе, да не обманывает себя: он не может быть обителью любви, он чужд ее. Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она — Его свойство. В кого нисходит Святый Дух, в том является Его свойство — любовь (Рим.5:5). «Кто стяжет любовь: тот, вместе с этим облекается в Самого Бога», — сказал святой Исаак Сирский (Слово 48).

...Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей — вот наша доля. Нам предлежит испросить прощение у Бога, примириться с Ним, верностью к Нему загладить неверность, дружество со грехом заменить ненавистью ко греху. Примирившимся свойственна святая любовь.

Ощущение любви, которое приписывает себе грешник, непрестающий утопать во грехах, которое приписывает он себе неестественно и гордо, есть не что иное, как одна обманчивая, принужденная игра чувств, безотчетливое создание мечтательности и самомнения. “Всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его” (1Ин.3:6) — Бога, Который есть Любовь.

«Божие, — говорят отцы, — приходит само собою, когда ты не ожидаешь его. Так! Но если место чисто, а не осквернено» (Слово 2).

Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия».

Предлагаю Вам почитать это слово святителя Игнатия (Брянчанинова) целиком, пройдя по ссылке. В нём много подробных объяснений, примеров и наставлений о том, как достигается подлинная любовь.
И еще один вопрос (прочитал ответ Василию и появился вопрос). Если умерший был в младенчестве крещен в Православной Церкви, но потом перекрестился у баптистов или даже у иеговистов и так и умер, не покаявшись. Или если крещенный в православии умер последователем Рерихов, Блаватской или др. оккультных учений?
Администратор: Валерий, за не раскаявшихся отступников Церковь не молится, так как они сами исключили себя из Её членов.
Об этом писал преподобный Лев Оптинский:
"Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)".

Почему поминовение на проскомидии бывает в осуждение нераскаянным грешникам, объясняет св. Симеон Солунский:
«Иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2 Кор. 11, 29)".

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также писал:
"Подавать на Литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу".
(Молитва за заблудших, иноверных, отступников, сознательных богохульников)

Преподобный Иосиф Оптинский пишет о молитве за тех, кто веровал неправо и умер без примирения с Церковью:
«Душе … неправо верующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу? Молиться о ее спасении («Со святыми упокой…») нельзя, потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно, потому что душа, по отрешении от тела, каяться не может, так как будущая жизнь – время не покаянию, а воздаянию".

Преп. Амвросий Оптинский:
«Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни». (Письма к мирским лицам, п. 237).

Преп. Макарий Оптинский:
«Лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?». (Письма о смирении, п. 189).

Св. Филарет Московский в 1860 г. ответил отказом на ходатайство отпеть по-православному девицу, хотя и крещеную в Церкви, но воспитанную и умершую в старообрядчестве: «Девица с выхода из младенчества не принимала таинств Церкви, так умерла, и похоронена по-раскольнически. Поздно вступаться за права Православия».
(Молитва за умерших вне Церкви)
Здравствуйте. Можете ли посоветовать что-нибудь почитать о поведении христианина в современном коллективе, где сотрудниками могут быть и верующие, и неверующие, и мусульмане, и протестанты, люди и добрые и лукавые, и доброжелательствующие, и завидующие, т.е. самые разные?
Администратор: Здравствуйте, Валерий.
Мы призваны ко всем относиться с любовью. То есть внимательно, с уважением. Говорить о вере так, чтобы быть понятым, не оскорбить и не обидеть, могут далеко не все. И тем более не все готовы услышать и понять то, что мог бы сказать христианин. Но доброжелательное отношение понятно всем.
У нас есть небольшая глава о том, как следует относиться к иноверным:
http://www.verapravoslavnaya.ru/?Eresmz-alfavit#8
Также о том, как христианине призваны принимать личные обиды:
Обида
Как поступать, когда тебя злословят?
Обязанности христианина по отношению к ближним рассматриваются в Нравственном богословии.
Дай Бог помощь!
Здравствуйте, хотел задать вам вопрос. Если участь каждого человека предрешена, и измениться душе после смерти в вечности уже не возможно, то для чего мы поминаем наших усопших родственников, и в Церкви подаем записки и молимся за них. Или это нужно для спасения нашей души? Вопрос этот начинает мучить и ответа на него не нахожу.
Администратор: Здравствуйте, Василий! Наша участь не предрешена, нет. Каждый, кто при жизни веровал в Бога, надеялся на Него, раскаивался в своих грехах, - каждый может спастись. Не спасаются только те, кто в этой жизни отвергал Бога, не веровал в Него, вообще никогда не каялся - и в таком устроении умер. У них в душе нет зерна, к которому бы могли "привиться" молитвы живых, привлекая благодать Божию.

Приведу Вам из нашей статьи о молитве несколько слов святых отцов, которые, надеюсь, разрешат Ваши недоумения.

Св. Феофан Затворник пишет, что поминать за упокоение души надо всех, принявших крещение, не предвосхищая суда Божия:
"Спрашивайте, почему мы поминаем усопших? Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано, - видно из того что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение.
…отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет-ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших не доискиваясь, причислены-ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, - не разгораживаясь пополам умиранием.
"Участь их решена". - Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие.
…Вы добре говорите, что любите молиться за усопших. И продолжайте любить. Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестер, родных и знакомых. И как ни кричи умишко: "почему"... сердце все будет свое делать - поминать".

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет:
«Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб, - то есть, несмотря на свое желание, не сделал этого или по лености, или по беспечности, или же потому, что откладывал со дня на день и неожиданно был застигнут и пожат смертью, - не будет забыт праведным Судией и Владыкой. После его смерти Господь побудит его родных, близких и друзей, направит их мысли, привлечет сердца и преклонит души к оказанию ему содействия и помощи. И когда Бог подвигнет их, Владыка коснется сердец их, они поспешат возместить упущения умершего. А тому, кто вел порочную жизнь, сплошь усеянную тернием и исполненную скверн и нечистоты, кто никогда не внимал совести, но с беспечностью и ослеплением погружался в похоти, удовлетворяя всем пожеланиям плоти и нимало не заботясь о душе, чьи мысли были заняты только плотоугодием, и если в таком состоянии его постигла кончина, тому никто не протянет руки. Но так с ним случится, что ему не подаст помощи ни жена, ни дети, ни братья, ни родственники, ни друзья, поскольку Бог не призрит на него».

Св. Феофан Затворник также объяснял, как важно для нас здесь, в этой жизни, положить хотя бы начало покаяния, потому что это покаянное изменение души сделает для неё возможным в загробной жизни дальнейшие изменения по молитвам живых:
«Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастёт и плод принесёт - спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение".
(Покаяние)

И зачем же мучиться такими вопросами? Всё это есть на нашем сайте! И даже не надо искать ответов в трудах святых отцов – у нас в разделе «Алфавит духовный» есть статьи по всем основным вопросам нашей веры, основанные на святоотеческом учении.

Есть статья о молитве, а в ней главы:
10. Молитва за умерших. - Молитва за умерших вне Церкви. - Молитва за самоубийц
11. Молитва за иноверных, отступников, сознательных богохульников
14. Молитва за некрещёных
16. Церковная молитва

Есть статья о том, что же такое на самом деле смерть, а в ней глава «Молитва за умерших».

Есть статья "Записка церковная", где тоже можно найти ответы на вопросы как и за кого мы молимся за богослужением, а за кого подавать церковные записки не положено.

Есть статья "Покаяние", где в главе "После смерти нет покаяния" Вы можете почитать, что писали об этом святые отцы, следуя Слову Божию.
Здравствуйте, помогите мне в наболевшей проблемме. Мама моей жены прекраснейший человек, Божьи заповеди соблюдает, крещена в детстве, но выросла во время атеизма и работала долгое время преподавателем в школе, где всюду шла пропоганда атеизма. Мы сейчас ей многое обьясняем про Православие и хотели что бы она прониклась верой и любовью к Богу и установленную Им Церковь. Она отвечает-Бог у меня в сердце, я рада за вас, что вы ходите в Храм, но я уже устоялась как человек, и менятся не буду. В храм идти не хочет, и даже во время смерти ее мужа много усилий приложили к тому, что бы она туда просто вошла, хотя лет 20 назад она сама нас туда приводила. Как обьяснить такому устоявшемуся человеку о необходимости ходить в Храм и причащаться Святых Таин. Заранее благодарю.
Администратор: Здравствуйте, Василий. Перед такой проблемой в последние десятилетия встаёт едва ли не каждый христианин. Увы, далеко не всем удаётся преодолеть инерцию атеистического воспитания. Некоторым помогают священники, которых они специально приглашают домой для беседы с родными. А вот чтобы самому переубедить родных, надо очень хорошо владеть знанием христианства, быть действительно любящими детьми и всей своей жизнью являть образец кротости и смирения, заповеданных нам Спасителем. И прежде всего ничего не надо навязывать, нельзя критиковать, настаивать, спорить. Однако, если выдастся момент беседы по душам, можно очень деликатно и с уважением поговорить о главном, что мешает тому, кто думает, что «Бог у него в душе». Это – вопрос о том, что такое спасение. Для этого Вам самому надо очень хорошо это понимать.

Спасение – это не что-то внешнее по отношению к человеку, не механическое прощение Богом. Господь, конечно, хочет, чтобы спаслись все, но многие не смогут войти в рай не потому, что Бог их туда не пустит – а потому, что их души не будут готовы для рая. Свет рая и сияние благодати будут непереносимы для тех, кто не изжил в себе грех покаянием, кто в этой жизни не соединился с Богом и не принял Его спасающей благодати, изменяющей освящением наши души.

А спасающая благодать подаётся только в таинствах Православной Церкви. Крещение, покаяние, причащение – вот единственный путь спасения души. Господь и Церковь Свою создал для этого. Многие боятся первой исповеди, тогда надо объяснить, что священники все грехи слышали уже миллионы раз, а без покаяния во время таинства в Церкви грех не отпускается. Он остаётся на душе и утянет её за собой во тьму. Так что – только исповедь, только покаяние, только Причащение – иного спасения от ада нет.

Но, повторю, это надо говорить, учитывая меру веры слушающего, чтобы не оттолкнуть. У нас на сайте есть статья о том, что дела сами по себе не спасают, есть статья о спасении. Советую Вам её почитать, как и те святоотеческие сочинения, ссылки на которые даны в конце текста. Немножно процитирую:

Без участия в таинствах Церкви спастись невозможно. Так говорит Слово Божие:
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).

Св. Феофан Затворник: «…Благодать Духа Святаго во спасение необходима для нас и только она одна сильна содевать в нас спасение наше... благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов».
«Св. Церковь православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ. Так благоволил устроить сам Он. Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет».
«Кто в Церкви истинной, тот избавлен от греха, проклятия и смерти, тот сын и наследник Богу и сонаследник Христу, тому принадлежат все дары благодатные здесь и все блага наследия на небесах. Так есть из-за чего позаботиться о том, чтоб не отпасть от св. Церкви. Кто отпадет, тот лишается всех сих неоцененных благ ее и губит душу свою. В св. Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению - почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? Благодать подается чрез св. таинства, а таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. Стало, кто вне Церкви, тот без священства, без таинств и без благодати. Чем же спасать ему душу свою?! Вот он и гибнет вне Церкви».

Оправдание даётся нам даром, туне. Без веры дела не спасают.
Царствие Божие - не награда за труды, а милость, предлагаемая человеку Богом даром, и усвояемая по мере духовного устроения каждого.

Дела исполнения евангельских заповедей необходимы, это средство духовного совершенствования, борьбы со страстями, очищения души и стяжания благодати Божией. При этом человек спасается не делами, но - милостью Божией, спасение - это всегда дар Бога тому, кто становится верой и жизнью - Его, Христовым, живой деятельной верой усвоив себе Его спасение, став возрождённой, чистой душой способным к Богообщению, к благодатной жизни во Христе.

«Воздаяние, - говорит преп. Исаак Сирин, - бывает уже не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны».

От дел же спастись невозможно, никакие дела человека недостаточны, чтобы заслужить ему спасение. Наши грехи, сколько бы мы не делали добрых дел, всё же не пустили бы нас в Царство правды.

Преп. Серафим Саровский объяснял:
"...в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.
(Спасение. – Алфавит духовный)

Можно предложить маме Вашей жены почитать художественную литературу, которая ей поможет, и отрывки из житий святых. Например:

«Как снег убелю»

Художественная литература


Здравствуйте, у меня к вам два вопроса: 1) в Священном Писании говорится-будет Бог все во всем(1Кор.15: 28). Профессор А.И.Осипов ссылаясь на Святых Отцов говорит-что будет третье как бы крещение огнем, во время которого сгорят все дела темные, все страсти обладавшие душой человека, при этом это будет страшное крещение, которое очистит души человеческие нераскаянные, и будет Бог все во всем. 2) Господь сказал-"кто с вожделение смотрит на женщину, тот в сердце своем прелюбодействовал". Святые отцы подробно описывают, что человек внутри сердца и ума своего согрешает тяжким грехом. Скажите- первая любовь в юном возрасте, когда каждый мечтает о своем избранном или избранной-это тоже грех любодеяния? Ведь многие сладострастно желают свой обьект созерцания и в сердце и в уме, а так происходит в большинстве своем у всех. Заранее благодарю за ответ.
Администратор: Здравствуйте, Василий.
Я не читаю профессора Осипова, поэтому просто отвечу на тему Вашего вопроса. Святые отцы, согласно словам Самого Спасителя, единогласно учат о том, что и ад и рай будут вечны. Блаженству праведников и мучению грешников не будет конца. Этому вопросу посвящена наша статья "Апокатастасис".
Сначала давайте рассмотрим вопрос об огне: что в нём сгорит и что останется, по учению Церкви. Апостол говорит:
«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».
(1 Кор. 3, 11-15)

Здесь речь совсем не идёт о спасении грешников – а об испытании дел, которые каждый из нас сотворил в своей жизни. Св. Иоанн Златоуст это подробно объясняет. Приведу небольшой отрывок из его толкования:

«Здесь он говорит о делах. "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон". … А смысл слов следующий: кто при правой вере ведет худую жизнь, того вера не защитит от наказания, когда дело будет гореть. Сгорит, значит – не перенесет силы огня. Если бы кто с золотым оружием переходил огненную реку, то перешел бы ее со славою; а если напротив кто станет переходит ее с сеном, тот не только не будет иметь успеха, но и погубит самого себя: так бывает и с делами. Говоря это, апостол разумеет не действительное сожжение людей, но желает внушить сильнейший страх и показать, что живущий порочно находится в опасности. Потому и говорит: "потерпит урон": вот первое наказание.

"Сам спасется, но так, как бы из огня": вот и другое. Эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне.

Это апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасется, а прибавил: "как бы из огня". Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто. Не удивляйся и тому, что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по хорошему, говоря: "пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих словах: "грех царствовал" (Рим.5:21); между тем слово царствование скорее хорошо звучит.

Так и здесь, сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно».
(Св. Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 9)

Подробнее эту проповедь святителя Иоанна Златоуста Вы можете почитать на нашем сайте:
Св. Иоанн Златоуст: «Этот огонь не имеет конца»

Всё дело в том, что спасение это не механическое действие, оно невозможно без воли самого человека, и если он при жизни выбрал бытие без Бога, во зле, то ничто не изменит его души после смерти, когда уже наступает вечность и нет изменения, нет покаяния. У св. Феофана Затворника есть письмо, где он подробнейшим образом разбирает все аспекты будущей участи не покаявшихся. Вот несколько отрывков из него:

«Господь милосердый всех готов простить, только покайся и прибегни к Его милосердию. ... Но… Невозможно помилование тех, которые упорно противятся Богу. Что такие есть, это, думаю, вы знаете. Что многие из таких и на тот свет отходят богоборцами и богоненавистниками, и этого, полагаю, отрицать не станете. Что же их там ожидает? Уж видно что! Как они Бога знать не хотели, то и Бог скажет им: не вем вас, отойдите. … Вот и вечное отвержение - печать ада!

Остается строить надежду, нет ли покаяния за гробом? - О, когда бы возможно было это?! ... Но то наше горе, что надежды-то такой не на чем основать. Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы при последнем издыхании, то уже не погибнет. Семя сие возрастет и плод принесет - спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдет туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение.

Уж не питатели ли вы такого чаяния, - чтоб Бог державною властию Своею простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее.

Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его все оставить как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой, - нечистый и мрачный, - в рай. Что это будет? Ефиоп среди убеленных. Пристало ли? …То же и рай, примет в себя только однородное, - чистое и пречистое, а все неподходящее под сию норму не может войти туда.

Положим даже, что какими-либо судьбами грешник втянут в рай, что он там будет делать?! Для него и рай в ад превратится. Вкусить сладостей райских у него нет органа, а чрез то, что там все противоположно его настроению, он будет тесним и гнетум, так что и места не будет находить. …

Скажете: ну, - так очистить его. Уж это опять не державною ли властию милосердого Бога! - Если бы возможно было так, то и здесь на земле давно уже не было бы ни одного грешника. Сказал бы Бог: да будут все святы. Но в том-то и дело, что очищение не может совершиться без участия произволения, которого если на земле недоставало, то тем паче недостанет на том свете. Да хоть бы и появилось оно, не к чему ему рук приложить. Начало очищению - Покаяние; а на том свете ему места нет… После Покаяния очищение продолжается и до конца доводится подвигами самоумерщвления и благотворения, постами, милостынями, молитвами. Все это на том свете неприложимо. Нечего, стало быть, ожидать там и очищения».
(Святитель Феофан Затворник. О вечности мучений)

Что касается вечности мучений, то слова святых отцов не оставляют никакого места для таких интерпретаций. Они учат именно о бесконечных рае и аде, о том, что после Страшного суда наступит вечность, когда времени уже не будет, а, следовательно, не будет и временных периодов, которые могли бы кончиться.

Так, св. Феофан Затворник писал:
«Ну, хорошо: пусть муки, по-вашему, не вечны; сколько же времени они будут продолжаться? Да хоть тысяча тысяч лет, а все же должны кончиться, – говорите вы. …Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и все там будет вечно, а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так».
(Апокатастасис. – Алфавит духовный)

Далее. Словам Апостола: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28) посвящён интереснейший и глубокий труд Александра Каломироса – современного греческого богослова и проповедника, автора многочисленных книг и статей по богословию и апологетике. В своей книге «Река огненная» он, в частности, пишет:

«Что же это за суд, если понимать его не в человеческом, а в божественном смысле? Что есть суд Божий? Бог есть Истина и Свет. …Наши сердца будут пронизаны всепроникающим Светом, исходящим от Бога, и тогда обнажится все, что в них сокрыто. Те сердца, в которых будет сокрыта любовь к Богу, увидев божественный Свет, возрадуются. Те же сердца, которые, напротив, таили в себе ненависть к Богу, будут, принимая в себя этот пронизывающий Свет Истины, страдать и мучиться, так как они ненавидели его всю свою жизнь.

Так что не Божие решение будет определять вечную участь людей, не Божия награда или наказание, но то, что было сокрыто в каждом сердце; то, что было в наших сердцах в течение всей жизни, будет обнажено в день Суда. Это обнаженное состояние … зависит не от Бога, оно зависит от любви или ненависти, которые царствуют в наших сердцах. В любви заключено блаженство, в ненависти – отчаяние, горечь, мука, печаль, злоба, тревога, смятение, тьма и все прочие внутренние состояния, которые и составляют ад.

Свет Истины, Божия благодать, то есть божественные энергии, в день Суда… изольется в одинаковой мере на всех людей. В этом отношении не будет никаких различий. Разница в вечной участи будет зависеть не от Того, Кто дает, но от тех, кто воспринимает. …

…в вечности избежать божественного Света будет невозможно уже никому. Во время земной жизни такая возможность была. После всеобщего Воскресения, когда все творение будет обновлено, Бог будет везде и во всем. Его любовь, Его Свет будут обнимать все. В мире не будет уже ни одного уголка, не просвещенного Богом… Любовь облачит все в Свой священный Огонь, который вновь изольется от Престола Божия, словно река, орошающая рай. Но эта же река Любви будет жечь тех, в чьих сердцах ненависть. Потому что Бог наш есть огонь поядающий (Евр. 12, 29). Так, тот же самый огонь, который очищает золото, поедает дерево. … Одни просветляются, другие меркнут. В одном и том же горниле сталь сияет как солнце и плавится, в то время как глина темнее и затвердевает...

Итак, различие – в человеке, не в Боге. Различие это определяется свободным выбором человека, выбором, который Бог уважает. Божий суд – это обнажение той сокровенной реальности, которую представляет собой человек.

…Бог есть любящий огонь, и Он есть любящий огонь для всех – и праведных, и грешных. Однако, различие состоит в том, как сами люди принимают этот огонь любящего Бога. … Один и тот же любящий огонь просвещает тех, кто отвечает любовью на любовь, и обжигает тех, кто отвечает на любовь ненавистью. Рай и ад – это одна и та же Божия река, один и тот же огонь божественной любви, который пронизывает всех ... Одна и та же живительная вода становится вечной жизнью для верных и вечной смертью для неверных; для первых – это источник блаженной жизни, для вторых – вечного удушья, вечных мук; рай для одних и ад для других.

В новой вечной жизни Бог будет всё во всем (ср. 1 Кор. 15, 28), не только для добрых, но и для злых, не только для тех, кто любит Христа, но и для тех, кто Его ненавидит. Но как же ненавидящие Бога будут мучиться… О, какое это мучение, – вечное мучение, вечный огонь, непрестанный зубовный скрежет!»
Александр Каломирос. Река огненная

Александр Каломирос основывается на святоотеческих текстах, но есть и другое толкование, выраженное, напр., св. Феофаном Затворником. Он считает, что в этих словах Апостола "все" - это спасённые: "Господь Спаситель, как глава, все тело спасаемых проникнет и с Собою сочетает, а оно все чрез сочетание с Его человечеством к Божеству ближе, живее и существеннее прикоснется. – Вот это и есть: будет Бог всяческая во всех".
Это мне кажется более соответствует словам Иисуса Христа о "тьме внешней", ожидающей нераскаянных грешников.

На Ваш второй вопрос отвечу кратко. Василий, слово Господне непреложно. Раз Он сказал, что воззрение с вожделением – это грех любодеяния, у нас нет никаких причин сомневаться. Однако первая любовь такова не у всех. Девушки чаще всего не испытывают никакой плотской брани, их охраняет целомудрие. Христиан же охраняет вера и страх Божий – и они противостоят нечистоте, в чём им помогает Господь. У тех же, кто ещё не знает Христа, есть оправдание неведения и надежда покаяться, обретя веру.


Как теперь быть? Ведь мы прихожане многого не знаем и полностью доверяем батюшке. Как теперь быть, посоветуйте. Спаси Господи.
Администратор: Светлана! Здесь в гостевой книге не отвечают священники, а миряне не могут давать таких советов. Мы можем лишь давать общие ответы о православной вере. Могу только сказать, что никто из нас не посмел бы приступить к Чаше после такой профанации таинства исповеди, а во всех по сути не исповеданных грехах покаялся бы на правильной исповеди у другого священника. Читайте наш сайт, и узнаете много необходимого. Да поможет Вам Господь!
Добрый день.Хочется продолжить тему об исповеди.После Вашего ответа,постаралась максимально правильно подойти к Таинству Исповеди. Батюшка, который служил в храме в тот момент, всем прихожанам, которые приготовились к Исповеди,сказал, что не нужно мне перечислять грехи,и что вы все наверняка готовились к Исповеди, поэтому подходим, называем имя при крещении,ну а он в свою очередь произнесет разрешительную молитву.К слову сказать, батюшка был с другого прихода,т.к. настоятель храма заболел. Ну а затем благополучно причастил Святых Таин.Будет ли такое Причастие в осуждение?
Администратор: Здравствуйте, Светлана. После такой исповеди приступать к Святым Тайнам поистине страшно. Не буду писать от себя, но предложу Вам почитать выдержки из Катехизиса, Требника, книги священнослужителей.

Таинство покаяния – такое благодатное священнодействие, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.
(Таинство покаяния)

Схема чинопоследования исповеди включает:
Изнесение Креста и Евангелия к месту исповеди
Увещание к кающемуся перед исповедью.
Молитвы перед совершением исповеди.
Обращение к кающемуся: «Се, чадо...»
Вопросы исповедующемуся о согрешениях и его исповедь
Молитва над преклоненной главой исповедующегося
Тайносовершительная молитва: «Господь и Бог...»
Увещание духовного отца по исповеди грехов

Согласно Требнику, священник задает исповеднику вопросы, чтобы помочь ему осознать свои грехи и раскаяться в содеянном.
(Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви)

Обратимся к подробному исследованию протоиерея Валентина Свенцицкого «Шесть чтений о таинстве покаяния в его истории (Против общей исповеди)». Он называет общую исповедь «новшеством, никогда не бывшим в Церкви, явным отказом от самой основы Таинства», пишет о её беззаконности и совершеннейшей недопустимости.

Заметьте, что он пишет об общей исповеди, практиковавшейся некоторыми священниками с начала 20 века. На общей исповеди священник перечислял грехи, кающиеся вслух говорили «грешен», а потом священник просто читал над каждым разрешительную молитву. То, что произошла в Вашей церкви, было модернизированным, ещё более усечённым, искалеченным вариантом исповеди. Тем не менее выводы отца Валентина вполне можно отнести и к такой «исповеди». Он пишет:
«Спаситель …давая власть отпускать грехи, дал власть и не отпускать их, что естественно предполагает известность грехов отпускающему их.

- чтобы отпускающий грехи мог знать их, кающийся должен исповедовать их, то есть сказать о них вслух.

- внутренним условием для отпущения грехов является покаяние согрешившего.

Здесь мы имеем все основные элементы Таинства покаяния: "Это есть священнодействие, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом" (Катехизис).

Для нашего исследования имеет особое значение установление Спасителем обязательства исповедовать грехи в Таинстве покаяния.

Проф. Алмазов по поводу этого говорит: "Если бы Иисус Христос предоставил совершителям покаяния власть только решать грехи и не более, - то ясно, что такое действие могло бы быть практикуемо при одном искреннем желании того со стороны кающегося... Но раз Спаситель даёт власть не только прощать грехи, но и удерживать их, то спрашивается, каким образом возможен здесь правильный порядок действий решителя без ясного представления им того, что он разрешает или связывает?

… Сверх же того - тогда будет непонятным, для чего же дана власть именно прощать или не прощать грехи?

Ясно по всему этому, что применение на практике власти решения грехов по идее Спасителя неизбежно предполагает открытие таких грехов со стороны кающегося, открытие притом всестороннее, с такими обстоятельствами, которые способствуют точному и правдивому представлению степени греховности обращающегося за разрешением грехов".

Из общего указания древней Церкви о том, что грехи должны исповедоваться, т. е. в них надлежит каяться вслух, открыто, а не про себя, вырабатывается постепенно совершеннейшая форма тайной, единоличной исповеди, дающая возможность духовнику узнать все обстоятельства, при которых совершен грех, и степень раскаяния согрешившего (что необходимо для совершения Таинства) и в то же время удовлетворяющая другому обязательному условию совершения Таинства - устному открытому признанию в грехах.

на общей исповеди нет двух обязательных и самых основных условий совершения благодатного Таинства - нет права священника отпускать грех, ибо не имеет права священник отпускать грехи по "безотчётному произволу", и нет права получать отпущение, ибо, по учению Церкви, это право даёт устное исповедание грехов.

Феофан Затворник говорит так: "Предел, до которого надо довести открывание грехов, тот, чтобы духовный отец возымел о тебе точное понятие, чтобы он представлял тебя таким, каков ты есть, и, разрешая, разрешал именно тебя, а не другого".

Здесь каждое слово обличает "общую исповедь", указует на её беззаконность и совершеннейшую недопустимость.

А следующие слова его должны наполнить ужасом как тех, кто совершает это беззаконие над верующими, так и тех верующих, которые предоставляют возможность, чтобы над ними оно было совершено.

Феофан Затворник говорит: "Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить "прощаю и разрешаю", Господь скажет: "А Я осуждаю".


И вот, несмотря ни на что, несмотря на строгое запрещение, несмотря на то, что это явное новшество, никогда не бывшее в Церкви, несмотря на то, что это явный отказ от самой основы Таинства, - общая исповедь стихийно, упорно, как какая-то страшная эпидемия, разливается по России».

Протоиерей Валентин Свенцицкий. Шесть чтений о таинстве покаяния в его истории. (Против общей исповеди)

Извините, вдруг возник вопрос: а не будет ли дьявол искушать меня ещё усерднее, если я начну молиться за некрещеных родственников, ведь у меня очень много грехов.
Администратор: Здравствуйте, Елена. Ваши опасения не лишены оснований.
Отмаливая чужие грехи, мы неизбежно привлекаем на себя злобу тех бесов, которые соблазняли согрешившего и считают его своей добычей. Духовная брань от этих бесов последует. Когда-то одна знакомая женщина рассказала мне, как она, пожалев соседа-пьяницу, решила крепко за него помолиться. Но, в первый же день чтения особого правила, которое она положила читать 40 дней, она вдруг почувствовала почти непреодолимое желание напиться до пьяна. Искушение было так сильно, что ей пришлось молиться уже за себя саму. После этого она оставила всякую мысль отмаливать посторонних людей. Другое дело, если в беду попадает родной, близкий человек. Такую молитву страдающей родственной любви Бог покрывает милосердием.
Обо всём этом, например, пишет архиепископ Иоанн (Шаховской):
«Но если его душа перешла в иной мир в настроении враждебном к Церкви, если она отвергла искупительные заслуги Господа Спасителя мира, то – как молиться за таких? Как можно допустить себя до некоторого прикосновения тому богоборному настроению, коим душа его была заражена? Как восприять в свою душу все те хулы и безумные речи и даже помыслы, коими была полна его душа, может быть, даже в самый момент смерти?.. Не значит ли это – подвергать свою душу опасности заражения таким настроением? Не напрасно же говорят, что самоубийство заразительно: при одном имени самоубийцы в душе возникает его образ, а с образом сим рисуется и то, как он окончил жизнь…
Как у человека, смотрящего вниз с вершины высокой скалы или колокольни, откуда-то появляется мимолетная мысль – броситься вниз, так нечто подобное бывает и при воспоминании о самоубийстве человека, особенно известного тому, кто вспоминает о нем и имел к нему отношение. Говорю о людях впечатлительных и слабых. А ведь в молитве, как я сказал, мы как бы соприкасаемся своею душою душе того, за кого молимся… Что если молитва о самоубийце, вообще Церковью воспрещенная, будет неугодна Богу?.. Если благодать Божия отступит от нас за нарушение заповеди о послушании Церкви? …
Не имею я дерзновения за премногие грехи мои к Господу Богу моему, тем паче дерзновения молиться о том, кто премного прогневал Его смертным грехом отчаяния; и как дерзну делать то, чего не дерзает делать Церковь? Ибо если бы она дерзала, то не воспрещала бы таковой молитвы…
Таково общее суждение о молитве частной, домашней.
Но мне скажут: как удержаться от такой молитвы особенно человеку, который был связан с самоубийцей узами кровного родства или был очень близок к нему по духу любви, – как удержаться от того, чтобы излить свою душу пред Отцом Небесным? Как не возвестить Ему печали своего сердца?..
Но это – совсем другое дело. Никто не может запретить лично каждому из нас «изливать свою душу» в молитве пред Господом, «поведать Ему печали свои»: это – не одно и то же с молитвенным ходатайством за покойника. Мудрые, духовно опытные и обладавшие даром рассуждения старцы-подвижники удовлетворительно дают на это ответ. Так, известный Оптинский старец Леонид, скончавшийся в 1841 году, дал такое наставление своему ученику (Павлу Тамбовцеву), обратившемуся к нему за утешением по случаю полученного им известия о смерти отца, последовавшей от самоубийства: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышнего судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней».
– Но каким образом молиться за таковых? – спросил послушник.
– По духу добродетельных и мудрых так:
Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего и, аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех сей молитвы, но да будет святая воля Твоя!
Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. … Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога…»

Вообще, прежде, чем приступать к особенной молитве о любом человеке, надо взять благословение у духовника. В случае же сугубой молитвы о тех, кто почил вне Церкви, оно нужно особенно.

Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский в труде "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви" пишет: "На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении".

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему такое благословение необходимо:
«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы
. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать».

«На чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились, не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа».

Учитывая всё это, Вам надо самой решить, как и за кого Вы можете молиться. Да умудрит Вас Господь!
Оставить сообщение

Страницы: 1 | 2 | 3...> >>

© 2007-2013 PHP Guestbook, Яницкий Александр