Оставить сообщение
Здравствуйте! скажите пожалуйста, если я всего лишь подумал о человеке плохо, но не сказал вслух, то есть ли во мне грех осуждения?
Администратор: Здравствуйте, Сергей. Да, грех, совершённый в помыслах, это безусловно именно грех, а не что-то иное.
Священное Писание говорит о значении помыслов в жизни души:

«Слово Божие судит» не только дела и слова, но и «помышления сердечные» (Евр. 4, 12).
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27-28).
«Иисус сказал… исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15, 16-20).

Святые отцы говорят, что лукавые помыслы способны погубить душу человека, который им предаётся:

Св. Игнатий (Брянчанинов):
«Плод лжепророка - помысла, возникшего под влиянием падения и лукавых духов - нравственное расстройство и гибель человека.
Сочетавшийся с греховными помышлениями и мечтаниями, сочетавается с самим сатаною и подчиняется ему в сей век и в будущий: почему необходимо бороться с помыслами».

Святитель Тихон Задонский:
«Как слово Божие, греховным помыслом презренное и неисполненное, так и совесть, тем же раздраженная, суд Божий и гнев Его возвещает человеку. И человек будет судиться не только за дела и слова, но и за злые помыслы, на страшном Христовом суде... Прелюбодействует уже тот, кто питает в сердце нечистые мысли: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Ин. 3, 15), и всякий, кто питает злобу на ближнего и хочет ему повредить или его убить, хотя и не убивает на деле. И тот есть вор и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает, и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается... Этот грех совершается против десятой заповеди: "Не желай"... (Исх. 20, 17). И хотя такой человек не делает ближнему зла, но хочет сделать, и так грешит против Божия повеления. Ибо Бог как говорит к душе и сердцу, так и смотрит, куда клонится сердце человека, и по тому его судит. Христианину не только не должно делать, но и хотеть зла, если он не хочет против слова Божия и своей совести согрешить, и так ее уязвить, и подпасть суду Божию».
(Помыслы)

Святые отцы говорят о сердце человека после грехопадения, что в нём кроются все страсти, которые отлучают нас от Бога.

Св. Тихон Задонский:
«…хотя телом не грешит человек, руками не убивает, не крадет, телом не прелюбодействует, но если в сердце похоть питает блудную, сердцем озлобляется, ненавидит ближнего, сердцем желает чужого, то и блудодействует, убивает, крадет. Сердце же человеческое грешит, хотя бы внешне и не проявлялся грех. … В исправлении же и обновлении сердца человеческого вся сила (христианства) состоит».

Св. Феофан Затворник пишет: «Семя всего нравственнаго зла — самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца». Он называет сердце "ямой змей", то есть гнездом страстей, и учит бороться с ними, не щадя себя: «Наше сердце есть яма, полная змей. Змеи – наши страсти. Как поднимет какая из них голову, бей ее молотом. Молот – безжалостность к себе».

Преп. Макарий Оптинский учит также:
«Удивляешься, откуда берется: зависть, злость, нетерпение и все, что только можно себе представить дурное! Все это суть твои страсти, внутрь тебя лежащие, но до времени утаивающиеся; а когда чуть явится какая вина, страсть и воздвизает свою главу и шипит; тут-то и надобно на них ополчиться … сопротивляясь и укоряя себя, — также призывая помощь Божию; а Господь силен подать тебе оную...
Главные наши страсти: гордость, самолюбие, а от них гнев, ярость, зависть, злопомнение, поречение ближних… оные страсти лежат в нас сокрыты до случая…»
(Сердце)

Чтобы Вы не сомневались, что страсть осуждения не является исключением из этого общего правила, приведу несколько высказываний святых отцов именно о ней.
Св. Игнатий (Брянчанинов):
Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних.
Преп. Макарий Оптинский:
Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения.
Преп. Паисий Святогорец объяснял, «как мы доходим до осуждения:
- Геронда, почему я часто впадаю в осуждение?
- Потому что смотришь на других. Любопытствуешь и хочешь знать, что делает одна сестра, что другая. Собираешь материал, чтобы тангалашке было чем заниматься и ввергать тебя в осуждение.
- Раньше я не замечала недостатки других, а теперь замечаю и осуждаю...
- Теперь ты видишь недостатки других, потому что не видишь свои собственные.
- Геронда, откуда происходят помыслы осуждения?
- От самомнения, то есть от гордости и от склонности к самооправданию.
- Геронда, осуждение бывает из-за недостатка любви?
- И из-за недостатка любви бывает, и из-за презрения. Когда у тебя нет любви, то нет и снисходительности к чужим ошибкам, ты мысленно унижаешь и оскорбляешь других».
(Осуждение)

Поэтому нам непременно надо не только бороться с внешними проявлениями осуждения, но исторгать самый корень страсти, не допуская помыслов осуждения и принося покаяние, если они нас победили.
Добрый день! На работе женщина использует карты Таро. Вместе с тем, ходит в церковь и покупает свечи. Этими свечами совершает какие-то обряды. Я очень аккуратно попыталась сказать ей, что несовместима Вера в Господа и обряды или карты. В ответ - просто ухмылка. Я не стала больше перечить. Сама мучаюсь, - правильно ли, что я отступила и не доказала обратное? Спасибо Вам.
Администратор: Здравствуйте, Наталья. Вы всё сделали правильно. Вы обозначили проблему и назвали вещи своими именами. Но человека нельзя заставить прислушаться к истине, если он сам этого не хочет и по собственной воле выбирает служение силам зла. Многие колдуны используют церковные свечи и православные иконы для своих колдовских обрядов с целями обмана наивных людей и надругательства над святыней. Увы, мало кого из них можно обратить к истине. Если бы ваша знакомая заинтересовалась и начала вас расспрашивать, тогда, конечно, надо было бы ей объяснить суть, ужас и погибельность колдовства. И если ещё спросит, хорошо бы ответить. Если же нет, то больше ей ничего говорить не надо, Вы сказали достаточно.
У нас есть немало материалов на эту тему именно для тех, кто хочет сформировать у себя правильное, христианское отношение к оккультизму, рекомендую:
Колдовство
Дай Бог помощь!
Здравствуйте,батюшка.Сегодня обнаружила в лампадке,в масле на дне,какую-личинку(не знаю как попала),просто вытащила ее спичкой,и сожгла,масло не выливала.Как правильно надо было почистить?
Администратор: Здравствуйте, Наталия. Вы всё правильно сделали. Но у нас священники не отвечают, только сотрудники сайта.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как нужно молиться мужчине - с покрытой головой или нет? Апостол Павел говорит, что с покрытой. Но Силуан Афонский ходил в шапочке, которую во время молитвы натягивал на глаза и уши, чтобы поменьше отвлекаться. Преподобный Нил Синайский пишет, что нужно молиться с обнажённой головой, ссылаясь на послания Апостола Павла 1 Кор. 11, 10. Либо я не понял эту главу (перечитывал несколько раз). Прочтите, пожалуйста, 2-й том Добротолюбия, "153 главы о молитве", глава 145.
Я сижу, дежурю в относительно холодном помещении. Спиной к востоку, в шапке. Если сидеть без шапки - заболеваю (продувает голову), если снимать ненадолго, потом одевать - то всё нормально. Читаю Иоанна Златоуста (к примеру) - у него каждая проповедь заканчивается молитвой. Также во время чтения иногда останавливаюсь и молюсь, например, когда встречу в тексте обличение моих грехов. Нужно ли мне всякий раз снимать шапку и поворачиваться к востоку? Или же можно тут же помолиться, не делая лишних движений? И как быть в трамвае, если сидишь спиной к востоку? Или если инвалида на улице встретил - снимать шапку и поворачиваться на восток? А если о многих людях на улице молишься (маленькие дети, инвалиды, старики, нищие...), которые с разных сторон идут - как тут быть? То есть - в шапке категорически нельзя молиться, или же в каких-то случаях всё-таки можно? Есть ли какие указания Церкви по поводу того где и как нужно молиться? Страшно нарушать постановления Апостола. Хочется делать так, как надо. А как надо - тепреь уже плохо понимаю. Подскажите, пожалуйста.
Помогай Вам Господь.
Администратор: Здравствуйте, Андрей. Когда мужчины совершают келейное молитвенное правило, или когда молятся в церкви, то, конечно, должны следовать заповеди Апостола и молиться с непокрытой головой. Но при молитве в других обстоятельствах, при непрестанной молитве, не следует смущаться никакими внешними занятиями или положением, важно лишь молиться внимательно и благоговейно. Об этом так говорят преп. Варсонофий Великий и Иоанн, отвечая на вопрос:
Вопрос 438. Когда сижу за чтением или за рукоделием и хочу помолиться, помысл побуждает меня, чтобы я обратился к востоку, как я должен делать, отец мой?
Ответ. Сидишь ли ты, ходишь ли, занят ли чем, ешь ли, или иное что делаешь ради потребности телесной, к востоку ли, или к западу случится быть обращенным, не сомневайся молиться, ибо мы получили заповедь делать сие «непрестанно» и на всяком месте. В Писании сказано: «Пойте Богу нашему... превознос?те Шествующего на небесах; имя Ему: Господь» (Пс. 67, 5), а это показывает, что Бог везде. Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы делать сие не с пренебрежением.
(Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников)
(Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна)
Можно ли молиться за святых или усопших старцев, чьи труды очень по душе. Или это нельзя делать? Или смысла в этом нет?
Администратор: Здравствуйте, Анна. За святых отцов молиться не надо - Церковь фактом канонизации подтвердила, что они пребывают с Богом, в раю. Святым мы молимся сами, говоря: "Святой (имярек) моли Бога о мне!" - и они помогают нам, потому что Господь благосклонно слушает молитвы Своих святых угодников. А если старец, слова которого Вы читаете, ещё не прославлен Церковью в лике святых, то положено молиться о нём и ему так: "Упокой, Господи, душу раба Твоего (имярек) и святыми его молитвами помилуй мя грешного (грешную)". Тем, кто ещё не прославлен, не положено молиться так сказать напрямую, предвосхищая решение Церкви, но за смирение и послушание Церкви многие не прославленные святые помогали многим, молившимся им таким образом.
Здравствуйте! Скоро начнется Великий пост,как его провести? В церковь хожу очень редко, но есть огромное желание измениться, жить по-христиански.
Администратор: Здравствуйте, Елена! Дай Вам Бог помощь в исполнении Вашего желания! Отвечать на Ваш вопрос можно очень пространно, поэтому для начала, пожалуйста, почитайте наши статьи о посте и о Великом посте по ссылке:
Пост
Также рекомендую присоединиться к нашей странице ВКонтакте, где мы помещаем актуальные материалы церковной жизни, со ссылками на более пространную информацию на нашем сайте.
Здравствуйте! Я крещеная в церкви но по неопытности пришлось повенчаться в костеле т. к. муж католик Мой брак по истечению 10 -ти лет разрушился Я вышла замуж 2-й раз и живу счастлива 17 лет но мы хотим повенчаться мы оба православные Имеем ли мы право на венчание или как правильно это сделать?
Администратор: Здравствуйте, Ирина. Вопрос Ваш неоднозначный. В католичестве развода нет, если венчание состоялось канонически. Вам надо обратиться к настоятелю Вашего православного храма и решать всё на уровне правящего архиерея. Дай Бог помощь!
Здравствуйте.
Везде хвалят мультфильм "Ветхий Завет. Библейские истории / Testament. The Bible in Animation" - говорят, что лучший, что есть на эту тему. Раздаётся на известном православном трекере pravtor. Скачал, чтобы показать сыну, начал смотреть, ткнув в середину фильма. Попал на сюжет с пророком Ионой. Сразу смутило множество вещей. Графика какая-то небрежная. Иона в мультфильме с Богом общается очень фамильярно, даже пренебрежительно. Всё пропитано юмором, на мой взгляд совсем здесь неуместным. Артист озвучивает Бога каким-то сонным, безразличным голосом... Что-то не уверен, что такое можно смотреть, и, тем более - показывать сыну. Но я совсем не уверен, что моя оценка правильная. Тем более - все хвалят, отрицательной критики не видел. Посмотрите, пожалуйста, его и скачать недолго, и на ютюбе наверняка он есть. На том же Правторе он сейчас раздаётся сверху списка должен быть - сегодня обновлён.
Ещё - прочитал сыну книгу "Мальчик и Ангел", автор Илья Короп. Тоже многое показалось неправильным. Например, там детей учат почаще звать ангела, тогда он им явится. Есть там момент, где ангел обучает ребёнка самогипнозу. Я знаю, что гипнозом нельзя заниматься, а самогипнозом можно?
Помогай Вам Господь.
Администратор: Здравствуйте, Андрей. На 15 минут фильма меня хватило, не без труда. Да, в нём есть такие вольности в отношении к Св. Писанию и такое отсутствие благоговения, что это может не только повредить восприятию ребёнком Слова Божия, но и может дать ему вредный пример неблагоговейного отношения к Богу и к святым. Конечно, пророк Иона не послушал Бога, но аргументировал своё непослушание совсем не уподобляясь древнему Хаму.
За всеми фильмами не уследишь, да и вкусы у людей разные, поэтому позвольте Вам дать общий совет. В наше сложное время нельзя показывать ребёнку то, что родители сами предварительно не посмотрели и не одобрили, как Вы совершенно правильно и делаете. И не важно, нравится это кому-то другому, или нет. Если фильм вызывает лично у Вас сомнения, то Вы будете совершенно правы, не давая сыну его смотреть. Возможно, Вы более чутки, чем те Ваши знакомые, что посоветовали Вам фильм. И только Вы отвечаете за воспитание Вашего ребёнка и за то, чтобы его вера не пострадала от содержания фильмов. Я же могу Вам посоветовать то, что есть у нас для детишек - абсолютно выверенные в духовном плане книги, которые внесут в душу ребёнка добро, веру, благоговение перед святыней, ничем не заменимые знания:
Детская литература
Священная история Ветхого и Нового Завета
По другим Вашим вопросам с Вами тоже нельзя не согласиться. Не стоит обещать ребёнку, что ему явится Ангел. Такие ожидания могут стать основанием для прельщения от бесов. Методики медитации, самогипноза не имеют ничего общего с христианством, и совершенно непозволительны для православных, как, опять-таки, ведущие к прелести.
Ещё вопрос - о своём крёстном знаю только, что его Владимир зовут. Муж двоюродной сестры матери. Очень давно уехал из города, все связи потерялись. Как за него молиться? Я даже не знаю, жив ли. Если жив - очень пожилой человек.
Администратор: Добрый день! Об этом Вам надо посоветоваться со священником.
Я имел в виду - поминать, как усопшую родственницу, или как благодетельницу? Я читаю так:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников (перечисляю имена родственников - сначала мужчин, потом женщин), благодетелей (перечисляю имена благодетелей)... Вот и вопрос задал - поминать вместе с родственниками, или с благодетелями?
Может быть, неправильно читаю? Надо всех без разделения перечислять?
Спасибо, что отвечаете на наши вопросы. Помогай Вам Господь.
Администратор: Можно читать как удобно, со словами "родителей, благодетелей", и без них, просто поминать по именам. Крестную можно даже упоминать первой, потому что духовное родство почитается в Церкви выше плотского.
Оставить сообщение

Страницы: 1 | 2 | 3...> >>

© 2007-2013 PHP Guestbook, Яницкий Александр