Оставить сообщение
А если батюшка, читая 50 псалом, одно предложение совсем пропустил, то могу ли я ему об этом сказать? Или, как говорили мне в детстве, яйца курицу не учат?
Администратор: Здравствуйте, Сергей. Из уважения к священнику не надо его смущать. В житиях святых мы можем найти хорошие примеры почтения и такта по отношению к старшим. Например, такой:

"Повествуют о преп. Арсении, что, когда он жил во дворце царском, то никто не носил одежд лучших его; но когда он отрекся от мира, то ни у кого не было одежд худших, нежели у него. Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно - иногда он, садясь, полагал ногу на ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братья видели это, однако никто из них не осмеливался сделать ему какое-либо замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии:

- Пойдите к авве Арсению и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца. Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку оставил свою привычку".
(Смиренномудрие преп. Арсения Великого)
Здравствуйте. Напишите, пожалуйста где можно прочитать как избавиться от страсти человеконадеяния?
Администратор: Здравствуйте, Валерий. Специального сочинения о борьбе со страстью человеконадеяния нет, но святые отцы, конечно, писали на эту тему. Приведу для Вас некоторые их советы.

Пространный катехизис, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским утверждает, что человеконадеяние относится к грехам против первой заповеди и поясняет, почему:
«…Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.
…Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.
…Священное Писание говорит о человеконадеянии:
«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5)».

Евфимий Зигабен приводит святоотеческое объяснения 3-го стиха псалма 145 «Не надейтеся на князи (начальствующих) и на сыны человеческия, в нихже несть спасения»:
«Не надейтесь, советует, люди, на начальников и на смертных людей, как не имеющих силы спасти себя и помочь самим себе, по изъяснению Златоуста. А если они не могут помочь самим себе, то не гораздо ли больше не могут помочь другим? Ибо сам видишь, читатель, в сколь многих и сколь великих опасностях и смертоносных болезнях находятся начальники: и не имеют силы избавиться от сих опасностей и смерти. Да слышат сие те неизвестные христиане, которые совершенно устремили все внимание свое к великим людям, надеясь, что они помогут во время их нужды.
Почему и Иеремия говорит: Проклят тот человек, который уповает на человека и утвердит плоть мышцы своей на нем, а от Господа отступит сердце его (Иep. 17, 5). Феодорита: Хорошо это увещание; ибо начальники и не начальствуют вечно, но имеют временную власть и не все начальники дорожат правдою. Посему смотри на природу их и не полагайся на власть. Ибо человек суете уподобляется и человек таков, что как трава дни его».
(Толковая Псалтирь)

Грехи человеконадеяния не обошёл своим вниманием старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своём Опыте построения исповеди. Он говорил:
«Ко грехам против первой заповеди Закона Божия относятся такие грехи, как человекоугодие и человеконадеяние. …
Грех человеконадеяния заключается в том, что мы очень часто надеемся на себя и на свои силы, на свои молитвы, посты, подвиги различные, на свои зачастую мнимодобрые дела, совершенно забывая, что лишь при содействии благодати Божией мы можем спастись. Или мы надеемся на кого-либо более, чем на Бога, и тем самым отодвигаем Бога из жизни нашей на задний план, прибегаем к его помощи, когда все другое уже испробовано. Мы даже не представляем себе, как тяжек этот грех и как он прогневляет Бога!
"...Проклят человек, – говорит Господь через пророка Иеремию, – иже надеется на человека..." (Иер. 17, 5). Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим Твое проклятие! Кайтесь Господу!
Господи, прости нас, грешных!»

Преподобный Никон Оптинский (Беляев) вспоминал в своём Дневнике о поучении преп. Варсонофия Оптинского на эту тему:
«Помню, дня за 2-3 до призыва Батюшка многое говорил о себе, главным образом, про монашескую жизнь. Говорил Батюшка, как трудно ему приходилось, когда он был рясофорным монахом, какие были на него гонения.
– Я все это говорю вам для того, – говорил Батюшка, – чтобы показать вам, что нам нужно надеяться только на Бога. Иногда приходилось так, что впору уходить из Скита. Но я решил: лучше умереть, чем уйти. Я имел твердую надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Встану бывало перед этой иконой Казанской Божией Матери, помолюсь – и легче мне станет. ... И кто тогда мог думать, что этот всеми унижаемый послушник через несколько лет будет игуменом Скита и старцем. Поверьте мне, что и сам я ничего подобного в мыслях не имел, да и были другие препятствия, например, болезнь глаз и другие. Вот видите, и предполагать этого нельзя было, но раз такова воля Божия, то так и вышло, никакие препятствия не помешали. Не вотще сказано в псалме: "Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения" (см. Пс. 145, 3), а надейтесь на Бога. Только эта твердость и вера и помогли мне перенести все это. Но при всех этих скорбях Господь неизреченно утешал меня. Любил я читать св. отцов, а в особенности Псалтирь. И какие глубины иногда открывались мне. Так вот я вам и говорю: всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отрубленная ветка…»

Евгений Поселянин рассказывает об очень значимом в этом смысле чуде Богоматери:
«В апреле месяце 1862 г. в селении Верхне-Кипричен от укусов бешеным домашним животным опасно заболели трое детей. Их немедленно отправили для лечения в городской госпиталь. В числе заболевших был и сын местного священника В. Л. Помня священные слова: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения», побуждающие к надежде не столько на слабые силы человеческие, сколько на помощь свыше, священник приехал в Кишинев и тотчас же поспешил в Крестовую церковь к чудотворной Гербовецкой иконе Божией Матери и здесь с глубокой верой умолял Владычицу Небесную избавить его сына от опасной и смертоносной болезни. И сын его был спасен. Двое из укушенных детей умерли от яда, разлившегося в неокрепшем еще детском организме, а сын священника при одних и тех же медицинских средствах и при одинаковом развитии болезни выздоровел. В благодарность за спасение своего сына и избавление его от водобоязни отец установил ежегодно 15 августа в своей церкви после литургии совершать молебен с акафистом Пресвятой Богородице, а также устраивать в своем доме трапезу для бедных».
(Евгений Поселянин. Богоматерь)

Можно также почитать и ещё одну истории, очень поучительную в этом плане:
Пути промысла Божия
Здравствуйте!Знаю что в суеверия верить грех,но всё-таки.Очень беспокоит.
Уже как 2-й день,примерно в 15-16 часах звонит дверной звонок,смотрю в глазок,но никого нет.Может ли это что то значить?
Администратор: Здравствуйте, Инна. Это значит, мальчишки развлекаются. Не надо верить в приметы. Верой в подобные вещи человек подчиняет себя воздействию бесовских сил, даёт им власть над собой.
О преп. Амвросии Оптинском известно, что "на рассказ N., что она избежала какой-то опасности, а то могло бы случиться то и то, батюшка, смеясь, сказал: «Две женщины жили в одной избе. Вдруг как-то с печки упало полено. В испуге одна баба и говорит другой: хорошо, что моя дочь не замужем, да нет у нее сына Иванушки, да не сидел он тут: а то бы полено разбило ему голову»".
Преп. Амвросий учил:
"Нe надо верить приметам, и не будут исполняться.
Если что представится — перекреститься".
Здравствуйте!7 ноября провожаем сына в армию. Подскажите, пожалуйста, как правильно благословить его? Какой иконой, какие молитвы почитать?Спасибо!
Администратор: Здравствуйте, Галина!
Вы можете благословить сына любой иконой: образом Спасителя, Божией Матери, любого святого воина, например, вмч. Георгия Победоносца. Можно благословить и иконой святителя Николая Чудотворца, скорого помощника в любых трудностях, покровителя путешествующих. Расскажите сыну, как важно в тесных обстоятельствах обращаться сразу же к Богу и Его святым. Предлагаю Вам почитать наши материалы на эту тему:

«Живый в помощи Вышняго…»
Псалом 90
Молитвы, читаемые в опасности
Чудеса святителя Николая

Эти молитвы Вы и сами можете читать, молясь о сыне, можете также молиться о нём и своими словами, или например, так: "Спаси и сохрани, Господи, сына моего (имя) на всех путях его, Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Принимающий благословение обычно встаёт на колени, отец или мать крестят его образом, читая молитву благословения, потом сын принимает образ, крестится и прикладывается к нему.
И еще вопрос. Как молиться за благодетелей, которые увлеклись ересью или оккультизмом? Спасибо.
Администратор: Здравствуйте, Валерий. С этим вопросом надо обратиться к священнику и сделать так, как он благословит. Божие благословение, подаваемое через священника, и поможет и защитит от искушений.
Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:
«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать».
«На чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились, не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».
Здравствуйте. Снова вопрос о конфронтации в семье и гордыне. Как правильно поступить, если мы видим в ближнем, члене семьи (жене, муже, ребенке) симптомы гордости, которые ведут к конфронтации? Сказать об этом (заранее зная, что ответ будет: ты на себя посмотри)? Посмотреть на себя (нет ли у меня того же)и не делать замечаний пока сами не достигнем бесстрастия (лет так через 15)? Смолчать, помолиться и перетерпеть? Все эти варианты кажутся какими-то неудовлетворительными. Может, есть четвертый вариант?
Администратор: Здравствуйте, Валерий. Да, есть четвёртый вариант. Это любовь. Духовная любовь о Христе Иисусе. Воспитание детей - это большая отдельная тема, поэтому позвольте написать здесь только об отношениях взрослых членов семьи. Гордость в той или иной мере есть в каждом человеке, и мало кто готов принять обличение в ней с полным смирением. Обычно укорение в гордости воспринимается как несправедливая обида и вызывает не смиренное согласие, но обострение конфликта. Вообще, хорошо помнить, что в конфликтной житейской ситуации, то есть когда речь не идёт о вере, не о следовании непреложным заповедям Христовым – а в момент несогласия по бытовым вопросам – уступает всегда более мудрый, смиренный, кроткий, то есть более совершенный как христианин. Тот, кто упорно настаивает на своём, находится в духовном смысле в более проигрышной позиции и более теряет, чем обретает.

Преп. Макарий Оптинский говорил: «Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения».

А преп. Паисий Святогорец учил: «Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя оправдания. Если человек поведет себя злобно, то его сердце может в одно мгновение стать жестким, как камень. А если он поведет себя с любовью, сердце может в одно мгновение стать очень нежным. …
Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда — даже если прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются. К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. "Бог мне помог, — говорит такой человек, — однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым". Таким образом, человек со строгостью осуждает себя и со снисхождением судит ближнего. Или, увидев в ближнем какой-то — большой или малый — недостаток, такой человек оправдывает его, включая в работу добрые помыслы. Он думает о том, что и сам имеет недостатков, которые заметны другим. Ведь если копаться, то в себе можно отыскать такое множество недостатков! Тогда оправдывание ближнего станет очень легким делом. Сколько же мы дров наломали! "Грех юности моея и неведения моего не помяни, Господи"».
(Преподобный Паисий Святогорец. Духовная борьба)

Даже если поступки наших близких продиктованы гордостью, не надо стараться их тут же исправить и перевоспитать. В чём-то можно уступить, что-то объяснить, не указывая на гордость, а предоставляя разумные аргументы непосредственно по обсуждаемому вопросу. Человеку легче вступить в спокойное, аргументированное обсуждение дела, где все будут на равных, и легче принять решение, которое устраивало бы всех, если он будет видеть любовь и уважение к себе, а не укоры и обличения. Это нам самим надо учиться понимать, прощать, милосердствовать, снисходить к слабостям наших ближних, отказываться от своего самомнения. Только так можно решить семейные вопросы без урона и обид.

Священник Павел Гумеров пишет:
«Преодолеть конфликт мы можем только изменив себя. Ведь переделать, перековать ближнего мы не можем. Как говорится, «свою голову другому не приставишь». Изменить образ мыслей другого человека невозможно. Потому что от Бога человеку дана свободная воля, и даже Сам Господь не может насильно ее изменить. Конечно, можно раз или два нашего ближнего заставить что-то сделать, как заставляют работать людей из-под палки в тюрьме или в армии. Но любому понятно, что в семейной жизни это неприемлемо – после этого никто тебя любить не будет. Поняв, что человека насильно не перевоспитать, не изменить, мы должны изменить свое отношение к нему и к сложившейся ситуации. Тогда нам уже станет легче: вместо того чтобы бороться с его недостатками, мы поймем, что ближнего надо принимать таким, какой он есть, стараться войти в его положение. Ведь человек зачастую отнюдь не злонамеренно нас обижает, он просто по-своему видит ситуацию».
(Священник Павел Гумеров. Семейные конфликты: профилактика и лечение)
Здравствуйте. Читаю книгу арх.Тихона Агрикова 'У Троицы окрыленные', говориться о игумене Тарасии,- возненавидело его лаврское начальство, выкинули вещи и отнесли на носилках в другую келью, не пускали к нему духовных чад'. Как это может быть в святом месте, где -возлюби ближнего своего?
Администратор: Здравствуйте, Наталия.
Если человек уверовал во Христа, и даже если он отрёкся от мира ради Христа, это ещё не значит, что он разом исцелился от всех страстей и не может совершить греха. Христианин борется со страстями всю жизнь, постепенно, а не вдруг, очищая от них своё сердце. И не надо удивляться, что кто-то согрешил, потому что все люди грешат, побеждаясь человеческой немощью, соблазном, искушениями. И ещё - потому, что нам порой бывает не просто понять, что совершаемые нами поступки это грех, и иной раз мы, думая поступить правильно, тяжко грешим против ближних. Надо быть святым, просвещаемым Святым Духом, чтобы видеть всё в свете истины Божией и не ошибаться в оценках людей и событий. Да и святые порой ошибались. И ещё важно знать, что любое искушение не бывает случайно, Господь попускает его ради пользы подвижника и его спасения, потому что без искушений никому спастись невозможно.
Преп. Макарий Оптинский пишет:
"Мы видим и несомненно веруем, что Промысл Божий, пекущийся о всякой твари, а вместе с тем и о нас, устраивает так быть для нашей душевной пользы, отводя нас от чего-нибудь неполезного или искушая веру нашу, иных же и наказуя за грехи, и с покорностью воле Его несем тяготу, на нас налагаемую по Его правосудию. Людей же, причиняющих нам скорби, должны почитать орудием, коим Бог действует в деле нашего спасения, и молиться за них. Другим же средством вы не можете найти себе утешения, а паче когда требуете от людей, чтоб вас любили, но, смотря сквозь завесу самолюбия, не вините себя...
Не знаю, почему вы опасаетесь гонения от известной особы? Может ли кто сделать вам оскорбление, если не попустит Бог? А когда что случится, то надобно принимать это с покорностью воле Божией, смиряться и считать оскорбляющих нас орудиями Промысла Божия: за сие Господь и избавит из рук их".
(Искушение)

Господь помогает и пережить искушение и вознаграждает подвижника за терпение. Вот как в этой истории из Отечника:

«Сказал некий старец: “Когда попустится искушение человеку, то со всех сторон умножаются напасти”.

При этом старец рассказал следующую историю: “Некий брат безмолвствовал в келии, и нашло на него искушение: никто не хотел принимать его в своей келии. Если кто встречался с ним, то отворачивался и на приветствие не отвечал. Если он нуждался в хлебе, никто не давал ему. Когда возвращались братия с жатвы, никто не приглашал его, как это обычно бывало, к трапезе. Однажды он пришел с жатвы, и не было у него в келии ни кусочка хлеба. Но брат принес, как приносил и во всех подобных случаях, благодарение Богу.

Бог, видя его терпение, отъял искушение, и кто-то постучался в двери. Это был неизвестный человек из Египта. Он привел верблюда, навьюченного хлебами. Брат, увидя это, заплакал и сказал: “Господи! Недостоин я потерпеть и малой напасти”. По прошествии искушения братия сделались приветливыми и в келиях, и в церкви, начали его приглашать к себе для утешения пищей”.
(Терпение)
Здравствуйте. Мой вопрос касается отношений супругов в православной семье. Считается ли греховным планировать появление детей в семье, то есть, предохраняться в какие-то моменты жизни семьи (когда, например, кто-то из супругов морально не готов к появлению последующих детей, испытывает усталость или проблемы со здоровьем)? Или правильнее, несмотря на свои сомнения или страхи, предаться всецело в руки Бога - милостивого Отца, Который не допустит ничего плохого для семьи?
(В нашей семье сейчас двое детей, Слава Богу!)
Спасибо!!
Администратор: Здравствуйте, Людмила. На такие вопросы не может быть универсального ответа. В каждой семье существуют свои обстоятельства, которые необходимо учитывать при решении таких проблем. Предлагаю Вам главу из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», которая может Вам помочь принять правильное решение:

XII. Проблемы биоэтики
3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»(1 Кор.7:5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф.19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

Здравствуйте. Один знакомый задал вопрос, а я не знаю как ответить. Поэтому прошу помочь. У него есть крестные, вроде бы за них молиться обязанность, как и за родителей. Но они не верующие (в православном понятии этого слова, верят что что-то есть) да еще и увлекались ранее (неизвестно как сейчас) экстрасенсорикой. Естественно, взрослыми не исповедовались и не причащались ни разу. Не будут ли бесы сильно бить за молитвы о таких близких? С другой стороны, они много добра сделали и крестник их считает благодетелями. Да и возраст у них немолодой, чтобы потом не сожалеть, что вовремя не молился. Или может есть какой-то компромиссный вариант молитвы за таких близких? Как молиться, чтобы и им было на пользу и самому не пострадать? Спасибо за ответ.
Администратор: Здравствуйте, Валерий. Строго говоря, у крестников нет обязанности молиться за крестных родителей. Это крестные обязаны молиться за своих крестников. Но мы в любом случае молимся за благодетелей и за родных, а духовное родство выше плотского, поэтому Ваш знакомый по долгу благодарности конечно же может и, думаю, должен, включить имена своих крестных в обычную утреннюю молитву:
"Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан". От такой молитвы будет всем только польза.
Здравствуйте. Спасибо за ответ. Как я понял, если мы угождаем ближним в ущерб заповедям Христовым, то это человекоугодие. Можно ли попросить разъяснить подробнее, т.к. я не до конца понял?
Администратор: Валерий, заповедь сама научит того, кто от чистого сердца пожелает ей следовать и не предпочитать Бога - ближнему. Замечу только, что Пространный катехизис, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским, отвечает на вопрос:
"Почему человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди?" так:
"Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного".
Оставить сообщение

Страницы: 1 | 2 | 3...> >>

© 2007-2013 PHP Guestbook, Яницкий Александр