Оставить сообщение
Здравствуйте! Спасибо большое и за ответ на последний вопрос. Я теперь не понимаю: как победить гордость? В разделе "Алфавит духовный" написано, что гордости противостоит смирение. А Игнатий Брянчанинов, рассказывая о восьми главных страстях и добродетелях, которые им противостоят, пишет, что гордости противостоит любовь. Так смирение или любовь?
Администратор: Здравствуйте, Сергей. Радостно узнать, что Вы читаете статьи нашего сайта. В разделе статьи о гордости, посвящённом борьбе с этой страстью, Вы можете прочитать советы многих святых отцов, согласно наставляющих бороться с гордостью самоукорением и смирением, противоположными этой страсти.
Так, например, авва Дорофей учит:
«…каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие».
Св. Иоанн Златоуст говорит:
«Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из внешних предметов не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава».
Преп. Макарий Оптинский наставляет, как надо бороться с гордостью:
«Ты вспомни, что я писал к тебе: отчаяние есть плод гордости, и сознаешь себя, что ты наполнена ею... Постарайся же стать противу оной самоукорением, видя свои неисправления; а при исправлении чего-либо помни, что Господь повелел: «аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должны бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10)
...Надобно смиряться во всем, и тогда удобнее сокрушить сети вражии, ибо гордость бывает причиною сильных браней и побеждений от них».
«Против гордости — воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится (1 Петр. 5, 5)».

Там же есть и наставления св. Игнатия (Брянчанинова), советующего то же самое, как всегда, в русле святоотеческой мудрости:
«Отвергнем гордость, приписывающую нам достоинства; облобызаем смирение, открывающее нам наши падение и греховность».
«Гордость есть смерть души в духовном отношении… Чтоб отвратить от себя страшный яд, сообщаемый фарисейскою закваскою, будем …стараться о исполнении Божиих заповедей единственно для Бога, … Будем действовать и для человеков, но не с тем, чтоб исторгать у них похвалу себе, а с тем, чтоб приносить им истинную услугу и пользу… Будем неусыпно следить за собою, замечать недостатки и погрешности наши! Будем молить Бога, чтоб открыл нам наши падение и греховность! Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало помалу истребит в нас удовлетворение собою, и облечет нас в блаженную нищету духа. … мы научимся богоугодному предстоянию пред Богом… из глубины и искренности сердечного сознания в греховности, мы наверно получим прощение грехов и обилие истинных благ, временных и вечных: яко всяк смиряяй себе, вознесется всесильною и всеблагою десницею Господа Бога, Творца и Спасителя нашего».
(Борьба с гордостью. Всепобеждающая сила смирения)

Да, в перечне страстей и добродетелей св. Игнатий поставил гордость последней из страстей, а любовь – венчающей список добродетелей – но это потому, что, гордость - это вершина страстей, а любовь, по слову преп. Макария Оптинского, «есть верх добродетелей».
Стяжать чистую любовь можно, лишь освободив сердце от всех страстей. Сердце, побеждаемое гордостью, не вмещает христианской любви, потому что она связана с самоотречением и многими искушениями, а если оно мнит иметь такую любовь, то легко впадает в прельщение, в малодушие, отчаяние.

Преп. Макарий Оптинский пишет об этой опасности:
«Находим нужным предложить вам, матушка, на замечание: почтенная А. вошла к вам в обитель весьма с добрым расположением и желанием "искать Иисуса", т. е. стяжать любовь Его. Это ее выражение, которое часто до нас доходило. Дело сие очень доброе и благое, но надобно, чтобы имело прочное основание, ибо любовь противными искушается. По горячности ее и по чистоте души, она увидит скоро в себе утешительные и усладительные чувства, — это ее обнадежит в обретении Иисуса и любви Его. Но чувство сие весьма опасно и близко прелести: не имевши еще борьбы со страстями, не познавши своей немощи и не смирившись, не надежны и утешительные чувства. Пусть они хотя и приходят когда, но чтобы опасаться принимать оные и не обольщаться ими, но считать себя того недостойною... Мы и предлагаем вам, дабы вы попеклись предостеречь ее, ежели она будет иметь какие усладительные чувства, чтобы она не полагалась на них и не считала за велико; они скоро ее оставят. В противном случае, обольстившись и приняв их не в свое время, скоро лишится; и когда уже будет время — не получит, подобно нерадивому и глупому земледельцу, который, на произрастении увидя цвет, счел бы его за плод и сорвал: то уже никогда плода не получит. Это многие пострадали, идущие путем сим, и сбились с него; вместо смирения, возмнив о себе, стяжали возношение... Напоминайте ей, что любовь Божия противными искушается: восстанут различные страсти, с коими надобно иметь борьбу, и кто смиренное имеет мудрование, тому и брань со облегчением бывает; а мнящему о себе нечто, или надеющемуся на свои чувства утешительные, попускается сильнее и брань, дабы, познав свою немощь, смирился. Но для них побеждение бывает несносно и доводит до малодушия: а это и есть знак их гордости. Надобно опасаться прелести, которая есть многообразна: или, прельстив мнимою святостию, ослепит душевные очи, или, по вспышке радостных и утешительных действий, лишась, их, она впадет в многоразличные страсти; а когда умеренно и постоянно вести ее, занимаясь подробнее, то из нее можно выработать что-нибудь хорошее со временем... и чтобы о всех своих словах, делах, мыслях и действиях вам открывала, ибо являемое свет, а неявляемое тьма (Еф. 5, 13).
(Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского)

Поэтому нам надо смирять себя, и смирившему себя Бог дарует и подлинную любовь, когда очищенное, смиренное сердце будет к тому готово.

Здравствуйте! Спасибо Вам за такой ответ о последних временах! Я сейчас, читая послание к римлянам прочитал" воздаяние делающему вменится не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" Рим.(4:4-5). А есть ли смысл от такой веры, если я читал сатана тоже верует и трепещет? Тем более я каяться не умею, я только исповедаюсь. Душе после исповеди легче не становится
Администратор: Сергей, у Вас тут сразу несколько положений, не соответствующих действительности. Поэтому я Вам пишу три ответа, простите, короче не получилось.
1. Прежде всего, Вы совершаете очень опасную для Вас ошибку: Вы читаете и толкуете Священное Писание, опираясь только на свой собственный ум и своё рассуждение. А Св. Писание, и особенно послания апостола Павла, является сложнейшим чтением, смыслы которого открываются только во Святом Духе, почему и заповедано нам Церковью изучать Писание под руководством святых отцов.
Смотрите, что у Вас получилось: Вы обвиняете апостола Павла в незнании азов веры, тех, что знаете даже Вы. Он будто бы учит, что можно спастись одними делами без веры, или одной верой без дел, как будто не знает даже слов Господних: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного". (Мф. 7, 21). И якобы противоречит апостолу Иакову, говорящему: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Иак. 2, 26).
И всё это потому, что Вы понадеялись на собственный ум в толковании Слова Божия.
Читать Св. Писание, и особенно сложные апостольские послания, необходимо с толкованиями св. отцов. Таково правило Церкви, и, например, св. Игнатий (Брянчанинов) объясняет, почему это нужно:
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2 Петр. 1:21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом. …
И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель (2 Петр. 3:16. 2 Кор. 2:15, 16). Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.
… Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою. ... Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души – умом и сердцем? …
Евангелие, сказал некоторый преподобный пустынножитель, умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповеданий его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в себе собственными усилиями: это – дар Христов».
(О чтении Евангелия)

2. Теперь о Вашем вопросе. Почитаем толкование. Св. Феофан Затворник, давая глубочайшее объяснение этих апостольских слов, прежде всего подчёркивает, что апостол говорит не о делах без веры, или о вере без дел, но в обоих случаях – о людях и верующих и делающих одновременно, но в разном духе:

«Что же суть делание и вера? Хотя Апостол делающему противополагает неделающего, а неделающего считает однозначительным с верующим; но по всему ходу речи видно, что у него верующий не означает ничего не делающего, но такого, который не только верует, но живет в духе веры. ... Верою, следовательно, означается не одно мысленное признание чего-либо истинным, но паче характеристика жизни. По противоположности теперь и под деланием надлежит разуметь не одни дела, но паче характеристику дел, дух делания, или дух деятельной жизни. Выходит, что у Апостола здесь противополагается один дух жизни другому.
Что же это за духи?
... Верующий посему будет тот, кто все должное делает, но уверенность в спасении и оправдании основывает не на делах, а на вере в Бога; верует, что Тот, Кому он служит всею душою и всем сердцем, по благости Своей не допустит его погибнуть, — спасет и оправдает. — Делающий ... Это будет тот, кто хотя и верует, что есть Бог, Творец, Промыслитель и Воздаятель, благоволящий к служащим Ему; но опору уверенности во спасении и оправдании имеет не в благости и силе Бога, спасающего и оправдывающего служащих Ему, а в делах, какие он успевает сделать, служа Богу. ... Вера в первом не без дел, и дела во втором не без веры; различие их в том, на чем они опираются упованием спасения. Вера — на вере, не нерадя о делах, и делание — на делах, не оставляя веры.
… Нормальный дух: вера при неослабном делании с опорою на вере. Все другие проявления жизни суть уклонения от сей нормы и должны быть отвергаемы. Неослабное делание при вере с опорою на делах могло бы иметь место, если б возможно было переделать все достодолжное. Но как этого нельзя, то, при всей благовидности, сей дух чужд истины и вводит в прелесть губящую, подставляя под главную часть здания гнилую опору.
Итак, норма: вера при неослабном делании с опорою на вере…»
(Послание святого Апостола Павла к римлянам, истолкованное святителем Феофаном)

Православная Церковь учит, что для спасения каждому нужны и не только православная вера, но и дела веры. Мы не спасаемся мёртвой верой без дел, не спасаемся и делами без веры. Живая вера не бывает «без дел», бесплодной, она всегда исполнена дел ради Бога – исполнением заповедей, этим желанием истины во всех своих делах и в своей душе, жаждой и поиском Бога и Его воли, что привлекает к христианину благодать Святого Духа – спасающую благодать. Св. Симеон Новый Богослов говорит: "Если у нас нет этого искания Духа Святого, то напрасен всякий труд и суетно всякое делание наше, бесполезен путь, не ведущий к сему".

Подробно о том, каково значение для спасения дел и веры, Вы можете почитать в разделе «Алфавит духовный», в нашей статье
«Дела и спасение»

3. И, в заключение, – о некоторых возможных причинах отсутствия покаяния. Его надо просить у Бога, надо молиться об этом, нужна внимательная и благоговейная жизнь, чтобы отступило нечувствие.
Так, св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о причинах нечувствия и о том, как его преодолевать:
«Некоторые, не занимаясь или занимаясь очень мало душевным деланием, а упражняясь в одном телесном… нисколько не чувствуют жала совести и обличений ее в греховности… Горестное самообольщение! Душепагубное ослепление. Самообольщение основано здесь на самомнении, а самомнение есть повреждение душевного ока, родившееся от неправильной деятельности... Возлюбленный брат, спокойствие… есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни… Такое состояние мнимого спокойствия святые отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертию ума прежде смерти тела [Лествица, Слово 18, заглавие]. Нечувствие или умерщвление души состоит в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие, есть верный признак неправильности образа мыслей, неправильности подвига, самообольщения. "Какое бы высокое жительство ни проходили мы, - сказал святой Иоанн Лествичник, - но если не стяжали болезнующего сердца, то это жительство - ложно (притворно) и тщетно" [Лествица, Слово 7, гл. 64]. Безболезненность происходит от невнимательной жизни, … от безвременных бесед, шуток, смехословия, празднословия и многословия, от насыщения и пресыщения, от пристрастий, от принятия и усвоения тщеславных помыслов, от высокоумия и гордости [Лествица, слово 18 и преподобного Симеона, Нового Богослова, слово 6. Изд. Оптиной Пустыни, 1852г.]. …Путь к достижению умиления есть внимательная жизнь. "Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит святой мученик Вонифатий: страх Божий отец есть внимания, а внимание - матерь внутреннего покоя, той же рождает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и невозмущенной, свою зрит некрасоту, и тако рождаются начатки и корения покаяния" [15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Изд. 1844 года, Москва]. …»
«Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Глава 50. О покаянии и плаче»

Дай Бог помощь.
Люблю читать при уходе из дома молитвы-Боже,милостив буди мне грешному.Создавыи мя,Господи,и помилуй мя.Без числа согреших,Господи,помилуй и прости мя грешнаго.При входе в дом также,в церковь. на кладбище.Я считаю эти 3 молитвы молитвами мытаря.Но не во всех изданиях они есть.Обычно только 1-ая.Почему так? И ещё-пишут-поклон поясной и всё. Я кланяюсь с крестным знамением.Правильно ли?
Администратор: Здравствуйте, Сергей. Молитва мытаря - это первая из перечисленных Вами молитв. Почитайте, что говорит Евангелие:
"Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк. 18, 13).

Остальные читаемые Вами молитвы похожи на те, что в древности читались во время молитвы св. Ефрема Сирина на 12 положенных поклонов:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды), Боже, милостив буди мне грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя".
(Молитва святого Ефрема Сирина)

Про поклоны. Положено перед совершением поклона осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон. Это общее правило. Кланяемся без крестного знамения мы только в немногие особые моменты богослужения: в начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза; в начале пения или чтения «Верую»; на отпусте «Христос, истинный Бог наш...»; в начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

О том, как правильно совершать поклоны, можно почитать на нашем сайте статью "Поклоны", а также и другие статьи, указанные в ней.
Здравствуйте! Перед тем как принимать всякие банковские карточки, я сначала решил узнать, не содержат ли они чисел зверя? И увидел интересный сайт, где было сказано, через 2-3 года карты сбербанка будут упразднены и идентификация будет по биометрическим данным. И на правую руку и ли на лоб наставят число зверя. В Откр(14;9-10) написано, что таких бросят в озеро огненное. А если человеку насильно наставят этот микрочип, или оденут смирительную рубашку,а потом наставят? Как тогда Господь отнесется к такой категории людей?
Администратор: Здравствуйте, Сергей.
Святые отцы, писавшие о временах антихриста, единогласно утверждают, что принятие печати антихриста связано будет с отречением от Христа. Верных христиан Господь просветит и защитит, так что они распознают антихриста, не будут обмануты его ложью и лестью и не примут печати зверя.

Игумен Андроник (Трубачев), пишет, что святые отцы дают отрицательный ответ на вопрос «Возможно ли несознательное принятие печати антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований?». Отцы однозначно утверждают, что «принятие печати антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати антихриста, ведет к гибели».

Вот что пишут святые отцы:
"Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (...) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря" (Преподобный Ефрем Сирии - Слово 92 на пришествие Господне - 1, С. 299).
Св. Златоуст пишет: "для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы".
Феодорит прибавляет: "сие же: послет им Бог действо льсти, сказано Апостолом вместо - попустит явиться льсти, чтоб оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих". Экумений: послет, - не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога". Феофилакт: "послет, - вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими".
Святитель Феофан Затворник пишет:
«Как ни велики и ни разнообразны будут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однако ж только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. …
…(Отр. 14,9): "Если, говорит, кто поклонится зверообразному антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений". …
«Зане любве истины не прияша во еже спастися им». Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины».

Подробнее об этом Вы можете почитать в статье Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста»

Не стоит заходить на «интересные» сайты, где пишут не имеющие духовного рассуждения люди, ревнующие не по разуму и по сути творящие дела, угодные дьяволу. Таких людей обличал старец архим. Иоанн Крестьянкин, в своё время написавший письмо всем, кого соблазняли подобные призывы. Приведу для Вас отрывки из него:

«Сами православные верующие христиане: священники и миряне, забыв о Промысле Божием, о Боге - отдают власть темным силам.
И как тогда совопросники Спасителя не удовлетворились Его ответом и отошли до времен - и, чтобы изобретать новый подвох на Него, так и ныне ответ соборного церковного ума и предпринятые Церковью меры по разъяснению обстановки не приняты, - и продолжает нагнетаться смущение и смятение в ограде Церкви и в среде народа Божия, а на самом деле творит всё это враг Божий, враг Церкви, враг нашего спасения. …
Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследовал враг, вводя в штрих-код число “666”, а никакое иное. …
…В истории Церкви такие настроения прослеживались уже не раз, особенно в периоды политических потрясений, катастроф, войн и всякого рода «перестроек». Даже великие столпы Церкви ошибались.

Вот как описывает подобные события насельник нашей святой Псково-Печерской обители великий подвижник благочестия митрополит Вениамин (Федченков): «Причина подобных явлений лежит в душе человеческой, ее всегда соблазняет всё таинственное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное; а особенно - страшное. А при этом появляется ложная “ревность” о Боге... Необходимо бороться с этой язвой духовной. Сам апостол Павел начал эту борьбу, написав целое 2-е послание к Солунянам (а отчасти и первое), где он запрещает верить “духу, или слову, или посланию” (2 Фес. 2-4). Несмотря на это, подобные движения в истории возникали снова и снова. И даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сроков “конца Вселенной”. …
Сам же Господь наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве просит о всех, верующих в Него, Бога Отца: «Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла».

В предпразднественном каноне на Крещение Господне Церковь предельно ясно описывает отношение к мирскому и Божескому для всех, идущих во след Христа. Он - Христос – «написался, но не поработился еси. Кесаревым повелением повинуяся, аще бы и от работы утешение нам подая, вольно повинуешися и даньствуеши дидрахму, но законом греха первее проданные ны свободил еси ныне и сыноположения удостоил еси”. И по примеру Спасителя мы, верующие, повинуемся государственным законам, оставаясь при этом духовно свободными, как сыны Божии, сыны Света! …
Сейчас мы всё больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого мы не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало даже кто задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! И ничто божественное не пройдёт сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце. …
Теперь говорят только о числе 666 как печати антихриста. Но разве он уже получил власть в мире? Разве стерлись государственные границы и мир и безопасность убаюкивающе ласкают наш слух? И антихрист воцарился, признанный всеми как всемирный правитель, получив тем право на свою печать? …
Бойтесь разделения и раскола в Церкви!
Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! …
Бойтесь греха!
Мы уйдем из жизни задолго до того, когда явится тот страх, который обуял всех теперь. Но, отпав от Церкви, мы и наследуем как раз то, чего так боимся сейчас.
Напечатлеем же на скрижалях сердца и ума духовную основу нашего единения с Богом:

«Сыне, даждь ми твое сердце».

Душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу!»

(Старцы об ИНН)

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, как по-православному можно отдохнуть после экзаменов? Сейчас пост, можно ли смотреть фильмы? Или лучше подождать, когда пост пройдет?
Спасибо.
Администратор: Здравствуйте, Елизавета. Петров пост не такой строгий, как другие. Конечно, можно посмотреть фильмы, только, разумеется, не любые, а те, в которых никак не нарушаются нравственные чувства, целомудрие, мир души, - те фильмы, где не провоцируются страсти. Впрочем, фильмы, основанные на возбуждении страстей, таких, как любодеяние, осуждение, любостяжание, празднословие, смехотворство - словом, фильмы пошлые, грубые, развратные и пустые, лучше не смотреть вообще никогда, а не только во время поста.
Как ещё отдохнуть? Хорошие добрые книги, поездки в паломничество, прогулки на природе и по интересным историческим местам, походы, музеи, выставки - всё это поможет снять усталость и принесёт и пользу и радость. Замечательные книги, которые легко и интересно читать, есть и у нас:
Художественная литература
Бог в помощь!
Спаси Господи за ответы. Но все же могут быть люди, о которых много думать, вспоминать их, может быть вредно для души?
Администратор: Конечно. Много думать и вспоминать лучше всего только о Боге. Ну, и о покаянии. Приведу для примера поучение св. Иоанна Лествичника: "Не забывайся, юноша! Я видел, что некоторые от души молились о своих возлюбленных, будучи движимы духом блуда, и думали, что они исполняют долг памяти и закон любви".
Спаси Господи за ответ. Но вот в чем дело:
1) я не могу понять, почему я десятки лет не ощущал присутствия бесов, а вот несколько лет назад начал ощущать (умом понимаю, что они просто хорошо прятались, а сердце отказывается верить, что они всегда рядом);
2) Вы пишете: "А о том, с какими людьми Вам грешно общаться, лучше всего подумать в свете заповедей". А какие заповеди это регулируют? Насколько я помню, апостолом сказано лишь: "Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1Кор.5:9-11). Т.е. со всеми неверующими по деловым вопросам можно общаться, как я понимаю. Или нет? Если да, тогда почему с одним неверующим поговоришь и ничего плохого не происходит, а с другим - и проявляет себя злая сила? Или это делается умышленно, чтобы я об этих людях плохо думал и грешил подозрительностью?
Администратор: Валерий, о том, что бесы постоянно искушают людей и о том, что они присутствуют везде, даже в храмах Божиих, говорит ясно и однозначно и Св. Писание, и Св. Предание. Что именно, как и почему мы ощущаем и не ощущаем, это вопрос сложный, включающий и аспекты прелести, и обсуждать такие вопросы нужно конкретно и только с духовником.
2) Общаться по деловой необходимости можно со всеми, если эти дела безгрешны. А бесы искушают нас исключительно по попущению Божию, и никак иначе. Люди тут не властны никаким образом. Без воли Божией бесы и в свиней не заходили, как Вы помните. На остальные вопросы посмотрите ответы в предыдущем сообщении.
Здравствуйте! Хочу задать вопрос. Паисий Святогорец говорил, что если человек чувствует бесовское воздействие, значит, где-то дал право диаволу над собой, надо поисповедоваться и покаяться. Заметил, что после общения с некоторыми людьми (и именно с ними) очень быстро чувствуется легкое бесовское воздействие (сами эти люди неверующие и не защищенные благодатью). Сколько анализировал разговоры (сказанное вслух) - ничего плохого или греховного не находил. А иногда бывает воздействие даже после того, как напишу письмо им или долго думаю о них. Может ли в этом (пусть даже безобидном) общении с людьми определенного рода заключаться грех? Т.е. можно ли подвергнуться бесовскому воздействию (дать право диаволу над собой) просто пообщавшись с некоторыми людьми даже на безобыдные темы? Или как объяснить тогда такое регулярное совпадение: только пообщался (или мысленно задумался о ком-то)- воздействие.И есть ли люди, одно общение с которыми уже вменяется в грех (не из братьев во Христе)?
Администратор: Здравствуйте, Валерий.
Ваш вопрос напомнил мне 16-е правило св. Тимофея Александрийского, вот оно:
Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского.
Вопрос 16. Если кто, постясь для приобщения Святых Тайн, измывая уста или находясь в бане, нехотя поглотил воду, должен ли таковой причаститься?
Ответ. Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от причащения, чаще будет делать то же.
Святые отцы учат, что бесы, искушая нас, наблюдают за нашей реакцией и, когда заметят, что мы согрешаем в ответ на тот или иной их прилог, предлагают нам подобные же внушения, создают подобные ситуации, чтобы погубить нас тем, на что мы наиболее падки, - тем, в чём мы слабее.

Евагрий Понтийский пишет о том, как действую бесы, стараясь погубить человека:

"Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» (Иов. 7, 20) «и создавый наедине сердца их» (Псал. 32, 15). Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце. Положим, что мы в разговоре обличали тех, которые нас злословили. Из этих слов демоны заключают, что мы относимся к ним нелюбовно, и берут от этого повод влагать нам злые против них помыслы, приняв которые, мы попадаем под иго демона памятозлобия, и этот непрестанно потом расплагает в нас против них помыслы мстительные. …злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют неисследованным из того, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора, – все любопытствуют, «весь день поучаясь на нас льстивным» (Псал. 37, 13), чтоб во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет".

«Признаком душевных страстей становится либо произнесенное слово, либо движение тела, благодаря которым враги [наши] узнают, имеем ли мы внутри себя помыслы их и мучаемся ли от них, или же, извергнув эти помыслы, печемся о спасении своем".
(Бесы)

Вот поэтому, говоря словами Евагрия, следует тщательно «извергать помыслы» о винах и согрешениях ближних, о том, что кто-то, кроме нас, может быть виновен в наших искушениях и грехах. А печься надо исключительно о борьбе с собственными страстями, о «спасении своём». Иначе мы попадём в ловушки, расставляемые лукавым, и в наших бедах будем винить других, станем осуждать, ненавидеть, обижать, и не заметим, что не кто-то другой, а мы сами своими собственными грехами «осрамили ум и блаженный его погасили свет».

Если приходят мысли, о которых Вы написали, надо напомнить себе о промысле Божием, - о том, что ничто из происходящего с нами в жизни не случается вне Его промысла. При этом промысл Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ», урок), которые необходимы именно ему для его спасения - для того, чтобы он увидел свои страсти и позаботился об исцелении от них.
Св. Василий Великий пишет:
«Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний.
…поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией; и если что терпим, оно не вредно, или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее».
(Искушение)

А о том, с какими людьми Вам грешно общаться, лучше всего подумать в свете заповедей и посоветоваться очень конкретно с духовником.
Здравствуйте!

У нас в университете есть работа, которую мы делаем дистанционно (через специальную программу, дома). За нее ставят оценку. Некоторые ребята фотографируют задания и делятся с другими (они могут поискать ответы, т.к. работа выполняется в ограниченное время, и пользоваться чем-любо нет времени). Получается, остальным легче получить хорошую оценку (знают вопрос и ответ уже).
С одной стороны, это взаимовыручка, а с другой,-"медвежья услуга", нечестное получение оценки.
Можно выкладывать? И пользоваться?
Спасибо.
Администратор: Здравствуйте, Елизавета. Вы правы, это медвежья услуга. Человек, рассчитывающий на такую "помощь", не будет заботиться о получении знаний, будет плохим специалистом в своей области. И это не взаимовыручка, хотя в глазах не задумывающихся о сути, может выглядеть таковой. Одно дело - помочь разобраться в том, что непонятно, что-то объяснить - а другое - помочь обмануть преподавателя, солгать, слукавить, спровоцировать на нечестный поступок, обмануть совесть, лишиться знаний. Поблажки в нечестных делах - дело не друзей, а по сути врагов.
Благодарю Вас за ответ, всё понятно. Но мой хороший друг сказал по этому поводу так: запрещено - значит должно быть запрещено, разрешено - значит разрешено. А если "очень хочется, то можно", это уже бардак. И привёл в пример мусульман, что у них всё строго и порядок есть. А у нас множество примеров, которые компрометируют нашу веру, тем самым дают повод прихожанам думать, что если есть послабления в одном - значит можно делать и во всём остальном. Это его мнение.
Я понимаю, что человек приходит в храм к Богу, а священник и его помощники такие же люди как все мы. Но его точка зрения мне тоже кажется верна - недоверие к определённому священнику порождает нежелание в его посредничестве. Ведь не станешь обходить храмы в поиске "подходящего батюшки", это тоже нехорошо...
Администратор: Вероника, некоторые отступления от обрядовых правил называются икономией.
Икономия допустима в Церкви ради человеческой немощи, которую знает и терпит Господь. Св. Феофан Затворник писал: "Некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Они всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех только неблагоговеинство, а самые чины могут быть изменяемы все, кроме существенного в св. таинствах".

Надо просто отличать ересь - то есть искажение догматов веры, - и обрядовые моменты. Ваш друг просто не в курсе, а мусульманская вера имеет столько толков и разночтений, что тут и обсуждать нечего. Главное же, наша вера дана Богом и нам не стоит искать других образцов.

Осуждать священника грешно, не торопитесь брать тяжёлый грех на душу. Не мы судьи Божиих иереев. Почитайте об этом в статье : Таинство священства.
А вот поискать священника, который стал бы духовником и духовным отцом, не грех, особенно же хорошо молиться об этом. Так же не грех искать храм, в котором мы получали бы больше духовной пользы от окормления, богослужения, приходской работы.
Оставить сообщение

Страницы: 1 | 2 | 3...> >>

© 2007-2013 PHP Guestbook, Яницкий Александр