Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Современные подвижники о молитве


Схиигумен Иоанн (Алексеев), старец Валаамского монастыря:

У меня грешного есть привычка, уже устарелая. Долго она мучила меня; боролся и просил Господа, чтобы избавиться от неё. Но Господь не помогал мне… всё освобождения от плена не было. Однажды… сознал свою немощь и бессилие, вопил ко Господу: «Господи, помоги мне, грешному и немощному, избавиться от сей страсти!» И Господь, по Своему милосердию, помог мне…
Молился я и раньше,  но, вероятно, неискренно, и больше было надежды на свои усилия, а не на Божию помощь, - вот Господь и не помогал мне и вразумил меня, чтобы я не забывал Его слова: «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5).

Правильно твое замечание, что "от молитвы нечего не ждать". При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.

Молитва самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал. Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежания торопливости.

На работе и при людях старайся умно предстоять пред Богом, то есть имей память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты - их читай, если время есть.

Признак молитвы - в теплоте сердечной и в сокрушении сердца и чтобы сознавать себя ничтожной и взывать ко Господу: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”, или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее.

К умилению и слезам не стремись, а когда они придут, остановись, пока сами пройдут.

Как же ты можешь читать молитву “Отче наш…остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим”? Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей.

Однако знайте, что всякое доброе дело: разговор духовный, чтение душеспасительных книг, потерпеть обиду и т.д. - относится к молитве.

В уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы.



Молитва необходима для клириков и всех живущих посреди мира
(Из кн.: Митроп. Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне святой горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве).

— Нужно осознать необходимость очищения от страстей. Желать не только других лечить, но одновременно искренне считать, что вы (как, разумеется, и все мы) исполнены страстей. Каждая страсть — это ад. И, кроме того, в соответствии со всем вышесказанным нужно осознавать, что молитва — лекарство, которое врачует душу и очищает ее. Конечно, молитва не всесильна сама по себе, но мы можем утверждать, что она очищает или просвещает человека, так как соединяет его с Богом, Который Один только очищает и просвещает. Он — врач душ и телес; Он — “Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир”. Коллирии (глазные капли) называются осветительными в смысле очищения, ибо дают возможность нашим глазам видеть различные предметы. Итак, нужно стремиться к очищению и преображению себя и просить в молитве просвещения от Бога.

Вы полагаете, что мы, чья деятельность проходит в миру, можем, как и монахи, совершать божественное делание молитвы?

— Хотя и не совсем так, как они, но вы должны и можете достигнуть многого. Разумеется, здесь нужно уточнить, что одно дело умная молитва и совсем другое — молиться Иисусовой молитвой. То есть умная молитва в таком виде, как ею занимаются некоторые исихасты, требует беспопечительного и сосредоточенного жития. Она требует безмолвия и много другого, о чем мы недавно говорили. Если вы не в состоянии творить умную молитву в миру, ибо это очень трудно, следует молиться в определенные часы Иисусовой молитвой или же читать ее, когда есть возможность. И это будет для вас весьма и весьма полезно.

Не могли бы Вы дать несколько полезных практических советов?

— Помимо церковных последований, которые Вы совершаете, посвятите определенные часы деланию Иисусовой молитвы, призыванию имени Иисуса. Начните помалу и продвигайтесь в соответствии с жаждой и благодатью, которую почувствуете. Можно начать с тридцати минут утром до восхода солнца и тридцати минут вечером после повечерия, перед сном. Необходимо иметь постоянные часы, не нарушаемые ничем иным, даже благими делами. В это время может появиться, например, кто-то, кого нужно исповедать. Если он не болен или в этом нет особой нужды, не откладывайте молитву на другой раз. То же и с остальными добрыми делами. Необходима также тихая и уединенная комната, куда не доносится шум и где начнется делание Иисуовой молитвы способом, нами упомянутым. То есть сперва возгревание сердца и чтение какой-нибудь святоотеческой книги, что приводит к умилению, и затем повторение Иисусовой молитвы устами, или же умом, или сердцем (соответственно развитию, нами пройденному). Со временем часы, уделяемые молитве, будут увеличиваться и радовать сердце, и ждать мы их будем с ностальгией. Но, повторяю, поначалу потребуется нудить себя даже на малое время. И это принесет великое благо.

 - Достаточно ли малого времени?

- Недостаточно. Однако, если есть расположение и смирение, Бог восполнит отсутствие молитвы. Ибо Он, столь человеколюбивый к нашим падениям, не будет ли чрезвычайно милостив к попытке нашего преображения? Господь восполняет недостающее, принимает во внимание условия каждого из нас и может один час молитвы, затраченный вами, благословить больше многих часов, проведённых в молитве монахом, поскольку вы заняты и другими делами.

Однако знайте, - продолжал он, - что в час молитвы, как я говорил ранее, диавол доставит вам множество искушений. Чтобы остановить молитву, обнаружится куча дел, которые надо сделать. Но вместе с тем следует знать, что Господь тем самым испытывает, действительно ли вы имеете расположение к молитве. Так что, если вы постараетесь, Он поспешит на помощь и уничтожит все трудности.

И благие наши мысли в час молитвы (подчёркиваю, в определённый час молитвы) приходят от лукавого и используются им, с тем, чтобы не допустить нас к ней. Если диавол уверится, что ради дел мы готовы оставить молитву, он пошлёт многое такое также и в тот час, на который мы перенесли её. Но тогда мы не станем ни молиться, ни очищаться, ни быть действительно полезными братии.

Иногда случается вернуться в свою келлию поздно, потеряв много силы, т.е. изнуренным и выжатым; и невозможно тогда молиться и совершать положенное правило. Что делать в таких случаях?

— Нельзя и тогда оставлять молитву. Святой Симеон указывает, что служение братии не может быть причиной потери молитвы, ибо тогда лишимся многого. Никогда не нужно использовать оправдания, чтобы отказаться от нее. В заключение он говорит: “Усердно подвизайся по силе в служении; в келлии же молись с терпением, умилением, вниманием, частыми слезами в не помышляй о себе, что ныне, по причине тяжких телесных трудов, можно оставить молитву. Говорю тебе, что, если понудишь себя на служение, но оставишь молитву, многое потеряешь”.


Архимандрит Рафаил (Карелин):

Молитва - это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва - это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами.

 Вне молитвы с душой человека происходит то же, что и с омертвевшими клетками, например, при гангрене, когда к ним не поступает кровь и они погибают и отторгаются от живого организма. Поэтому человек в религиозном смысле жив лишь тогда, когда он молится. Если человек, совершающий добрые дела или даже занимающийся богословскими проблемами, надолго оставляет молитву, он теряет внутреннюю связь с Богом. Такой человек умирает духовно...

 Однако учиться молитве человек должен здесь, в этой временной жизни. Если верующий не разовьет в себе эту способность, то в будущей жизни, которая есть раскрытие того, что уже приобретено в земной, научиться молиться он не сможет. Тогда перед ним откроется зияющая пустота.


Иеромонах Петр (Серегин):

Молитвословие – не «чтение по обязанности», а повод поплакать о грехах своих.


Молитва матери

Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Сын прожил 30 лет, а сколько раз в своей жизни он обращался к Богу в Таинствах?
Идите в церковь! Исповедуйтесь, соборуйтесь, причаститесь.
Ведь то, что происходит с М.,- бесовское обдержание, и человек может только молиться, а помощь - только от Господа. Молитесь и Вы о сыне своей материнской молитвой. Подавайте за него на литургию. Идите в церковь!

Письмо Ваше получил. О Вас и болящих, страждущих сыновьях Ваших молимся, но очень трудно помочь Вам, ведь ни тот, ни другой не признают единственного источника здравия - Бога. Молитесь о них усердно Вашей материнской молитвой, но, конечно же, насильно в церковь не тащите - без веры все Таинства для человека не действенны.

Почитайте о Саше канон о болящем хоть раз в неделю, и молитесь такой молитвой: "Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь моих болящих, страждущих чад А. и В. в Свою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу. Аминь". И мы помолимся, но наша молитва только в помощь Вашей, материнской.Укрепи Вас Господь в терпении.

Молитесь о чадах своих, и А. ни к чему не подталкивайте. Господь по материнской молитве все сделает надежно и верно.

Письмо Ваше получил я. Просьбу о молитве выполню. Вам же надо хорошо подумать и начать молиться материнской молитвой, вымаливая сыну дар веры. Ведь можно знать все, но не знать Бога, и тогда жизнь будет не в радость, и враг, действительно, возьмет власть над человеком.

Причащаетесь ли Вы и Ваши дети? - вот об этом главном Вы не пишете. Воцерковлены ли дети Ваши, причащаются ли? Нет, ведь ничего этого нет. Вот и беда. А помочь может только молитва. Надо жить в единении с Богом. Умудри Вас Господь!

В молитве не могу отказать никому, ну а от советов воздержусь. Молитесь и Вы за сына, ибо чувство вины своей не гасите в сердце. Моя же молитва только в помощь Вашей материнской. Милость Божия уже не раз покрывала Вас и сына. И пока он не научится ценить ее, придется ему нести тяготы наказания за бесчувствие.

А в отношении будущего своего сына - возверзите на Господа печаль свою, лучше Его никто Вам помочь не сможет. А научиться молитве можно, начав молиться не языком только, но сердечным обращением к Господу. Вас учит молитве тревога за сына. Молитесь, Господь Вас слышит.

Молитесь за детей своих и, чем можете, помогите. Они оба ещё не научились жить и не знают истинных ценностей в жизни, а потому и советы Ваши им сейчас не помогут, а вот молитва, творимая в тайне от них, и ожесточенное сердце умягчит. И я вот теперь помогаю другим только молитвой и нашел, что это самая действенная помощь. Умудри Вас Бог.

Молитесь и Вы о сыне, материнская молитва для детей - на всю жизнь помощь. Умудри Вас Бог и укрепи.

Молитесь Вы о дочери, материнская молитва силу имеет великую.

Молитесь о сыне. Бог внемлет материнской молитве. Ну, а моя молитва только в помощь Вашей.

Иеромонах Иов (Гумеров):

Отношения между родителями и детьми строятся по образу наших отношений с Богом, нашим Небесным Родителем. Поэтому Господь дал родителям особую власть над детьми: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол. 3: 20). Заповедь о почитании родителей является не только предписанием, не соблюдение которого является грехом. С исполнением ее Господь связал наше долголетие на земле: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20: 12). Святой апостол Павел говорит, что это первая заповедь с обетованием (Еф. 6: 2). Сына или дочь, обижающих родителей, открыто пренебрегающих их авторитетом и властью, ожидает печальная участь. Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Прит. 30: 17). С той властью, которую Господь Бог дал матери над детьми, связана особая сила материнской молитвы. Одним из самых назидательных примеров великой материнской любви и молитвы за духовно погибавшего сына является молитвенный подвиг Моники, матери блаженного Августина, который был десять лет в плену гибельного лжеучения секты манихеев. Вымоленный ею сын не только избежал ада, но и стал святым. В своей «Исповеди» блаженный Августин посветил матери самые трогательные слова: «Ты простер руку Твою с высоты и “извлек душу мою” из этого глубокого мрака, когда мать моя, верная Твоя служанка, оплакивала меня перед Тобою больше, чем оплакивают матери умерших детей. Она видела мою смерть в силу своей веры и того духа, которым обладала от Тебя, – и Ты услышал ее, Господи; Ты услышал ее и не презрел слез, потоками орошавших землю в каждом месте, где она молилась; Ты услышал ее» (Исповедь. Книга III. 11.19).

Хочется привести еще один пример силы родительской молитвы. В «Житии» святителя Григория Богослова имеется такой рассказ о том бедствии на море, которое он пережил в юности во время плавания в Грецию. «После этого он пожелал отправиться в Афины и сел на эгинский корабль вместе с язычниками. Когда плыли мимо острова Самоса, поднялась на море сильная буря. Все отчаивались в спасении своей жизни и плакали в виду телесной смерти. Григорий же плакал, боясь духовной смерти, так как еще не был крещен, а только оглашен. Он вспоминал прежде бывшие чудеса Божии в водах: переход израильтян чрез Чермное море и спасение Ионы из чрева кита. Он с воплями молился Богу, прося избавления от гибели в волнах. Эти его бедствия во время морского путешествия были открыты родителям его в сонном видении. Они тотчас стали на молитву и проливали пред Богом горячие слезы, прося у Него помощи бедствующему на море сыну. Бог, хранивший раба Своего Григория на пользу многим и приготовлявший его в столпы Церкви, укротил свирепую бурю и запретил ветрам; на море наступила полная тишина. Все находившиеся на корабле, видя себя, сверх ожидания, спасенными от гибели и как бы вырванными из уз смерти, прославили Христа Бога. Они знали, что только призыванием Его всесильного имени в молитве Григория укрощено море. Сверх того, один юноша, товарищ святого по путешествию, видел ночью во сне во время волнения и бури, что мать Григория, блаженная Нонна, поспешно пришла по морю, взяла погружавшийся корабль и привела его к берегу. Когда волнение улеглось, он рассказал всем о видении, и все исповедали Бога Григориева как Великого Помощника – возблагодарили Его и уверовали в Него. Кроме того, отцу Григория, со слезами молившемуся в Назианзе о сыне своем и затем уснувшему после молитвы, было и другое видение. Он видел одного яростного беса, Эринна, который старался погубить Григория на море, Григорий же схватил его руками и победил. Из этого видения узнал отец Григория об избавлении сына от гибели и вознес с супругою благодарение Богу. Последующее путешествие по морю святой Григорий совершил благополучно и прибыл в Афины» (Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Январь. 25-е число).

Господь не только дал родителям особую власть над своими детьми, но и возложил на них сугубую ответственность, чтобы они пользовались этой властью только во благо своих чад. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4). Известны случаи, когда со временем сбывались во гневе произнесенные родителями худые пожелания своему ребенку. Но из этого не значит, что может иметь духовную силу зложелательство. Нет, Милосердный Бог положил пределы возможному употреблению родительской власти во зло. Мы знаем, что слово Божие запрещает проклинать даже личных врагов, ибо суд принадлежит только Господу: Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6: 27–28). Тем более запрещено родителям проклинать детей, которые являются Божиим достоянием. То, что кажется сбывшимся как родительское проклятие, имеет причины в самом человеке. Его худое устроение души и отсутствие родительского благословения приводят со временем к бедственным последствиям. Эту трагедию мы наблюдаем сейчас, когда задумываемся над жизнью современного молодого поколения.

Родители не могут дать то, чего сами не имеют. Поэтому они, если хотят, чтобы их дети были защищены родительской молитвой, должны сами жить в той благодатной традиции, в которой скристаллизовалось все истинное, доброе и жизнеспособное.







Яндекс.Метрика