Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Церковь



Церковь (буквально "собрание"- от греч. «собираю») - это небесно-земное общество, в котором верующие таинственным образом соединяются со Христом.

1. Что такое Церковь
2. Цель создания Церкви – духовное возрождение и спасение
3. Жизнь Церкви во Святом Духе
4. Спасение возможно лишь в Православной Церкви
5. Значение таинств Церкви для спасения
6. Тот, кто не участвует в богослужении и в Таинствах Церкви, сам себя отлучает от неё
7. Связь Церкви на земле с Церковью на Небе
8. Свойства Церкви
          1) Единство Церкви
          2) Святость Церкви
          3) Соборность Церкви
          4) Церковь апостольская
9. Церковная иерархия
10. Преемственность и непрерывность епископства в Церкви

1. Что такое Церковь

«Церковь - это благодатное, сверхъестественное, на основе голгофской жертвы Самим Господом установленное на земле единство свыше рождённых людей, составляющих таинственное тело Христово, напоённое Духом Святым и имеющее главою своею Самого Господа Иисуса Христа» - по слову протоиерея Валентина Свенцицкого.

Основал Церковь Сам Господь Иисус Христос. «Во время пребывания Своего на земле, Господь только обетовал устроить св. Церковь на камне твердого исповедания Его воплощенного домостроительства. Самое же создание ее по воле Отца совершил Он со Святым Духом чрез святых апостолов, утвердив и оградив ее догматами, заповедями, таинствами, священнодействиями, канонами и достодолжным руководством и во всем сем показав верный путь в Царствие Небесное, которое уготовал верным, к которому благоволил призвать и нас всех» - пишет св. Феофан Затворник.

Спаситель - и Основание Церкви, её Краеугольный Камень: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3, 11). Он - и Глава Церкви, причём Церковь - это духовное тело Христово: «Христос глава Церкви» (Еф. 5, 23), «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефес. 1, 22-23), «Глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4,16). Христос всегда, во все дни, невидимо пребывает в Своей Церкви.

Св. Феофан Затворник пишет о «теснейшем союзе Господа с Церковью и Церкви с Господом»: «В Слове Божием союз сей представляется под образом союза главы с телом. Оно говорит, что Христос есть «глава Церкви» (Еф. 5, 23), «глава телу Церкви» (Кол. 1, 18), а Церковь есть «тело Его, исполнение исполняющаго всяческая во всех» (Еф. 1, 22, 23); что, по св. Златоусту значит, что Церковь полна Христом и что Он все члены ее исполняет, так что в ней всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11)». «Исполняя Церковь — Тело Свое, Господь исполняет и каждый член тела Церкви, то есть всякого верующего».

Св. апостол Павел говорит: "как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12, 12-13). Итак: "вы (т. е. истинные христиане) - тело Христово (т. е. Церковь), а порознь - члены (Церкви)" (1 Кор. 12, 27). "Он (Иисус Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви)" (Еф. 4, 11-12).

Св. Иоанн Златоуст говорит в беседах на послание к Ефесянам:

"Во Христе по плоти Бог положил одну Главу для всех, для ангелов и человеков, т. е. одно дал начало и ангелам, и человекам, одним - (Христа) по плоти, другим - Бога Слова. Как если бы кто сказал о доме, что одно в нем гнило, другое крепко, и возобновил бы дом, т. е. сделал бы крепче, подложив более крепкое основание, так и здесь всех привел под одну Главу. Тогда только и возможно единение, тогда только и будет этот совершенный союз, когда все, имея некоторую необходимую связь горе, будет приведено под одну Главу».

Иисус Христос также - вечный Первосвященник Своей Церкви, как объясняет апостол Павел в послании к Евреям: «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр. 7, 24-28).

Спаситель дал нам обетование, что Его Церковь будет существовать до скончания времён, и - никто и ничто не уничтожит её: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18), "Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 20). Это значит, что Церковь никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Погрешающие против истины, впадающие в ересь люди отделяются от Церкви, сама же она остаётся чистой. Иначе и быть не может, потому что она – «область», «собрание», где правит Бог.

Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: "Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: " Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14, 26). Дух Святый "пребудет с вами во век" (Ин. 14, 16).

В послании Восточных патриархов о Православной вере сказано: "несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения" (Чл. 12).

Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто "Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь", сказал Сам Господь (Мф. 19, 17).

Апостол Павел, сравнивая жизнь Церкви во Христе с браком, то есть отношениями мужа и жены, говорит: "Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви" (Еф. 5, 32). Жизнь Церкви в своем существе таинственна, Церковь совершенно отлична от любого мирского, созданного людьми сообщества.

Священное Писание богато выразительными образами Церкви, как орудия спасения:

Образ Виноградной Лозы и ее ветвей (Ин. 15, 1-8).

Образ Пастыря и стада (Ин. 10, 1-16).

Образ Главы и тела (Еф.1, 22-23 и др.).

Образ строящего здания (Еф. 2, 19-22).

Образ Дома, семьи (1 Тим. 3, 15).

К этому относятся также евангельские образы рыболовного невода, засеянного поля, виноградника Божия.

У Отцов Церкви часто встречается сравнение Церкви в мире с кораблем среди моря.

2. Цель создания Церкви – духовное возрождение и спасение

Церковь основана Христом ни для чего иного, как для спасения людей – их освящения, воссоединения с Богом, очищения от грехов, духовного совершенствования и обожения.

Церковь — это Царство добра, даров Божиих. Ее цель — возрождение людей, приготовление их для Царствия Небесного. Для этого Бог даровал Своей Церкви все необходимые условия и таинственно-благодатные средства. В Церкви христианин познает истину, очищается от грехов, освящается благодатью Святого Духа, в таинстве причащения входит в реальное общение со Христом, делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек духовно исцеляется, получает силы бороться с грехом, любить Бога и ближних.

Святитель Феофан Затворник
пишет:

«…основа христианской жизни… есть живой союз с телом Церкви, коей Господь – глава, живитель и движитель. Господь наш Иисус Христос, Бог и Спаситель, совершив на земле, еже о нас Божественное смотрение, вознесся на небеса и ниспослал от Отца Всесвятого Духа; потом с Ним, по благоволению Отца, чрез св. апостолов устроил на земле св. Церковь, под Своим главенством, и в ней совместил все, потребное для нашего спасения и жизни сообразной с тем. Так что теперь чрез нее уже ищущие спасения получают от Него и искупление с отпущением грехов и освящение с новой жизнью. В ней поданы нам все Божественные силы, яже к животу и благочестию, и дарованы честныя и великия обетования; и если мы в силу сего потщимся украситься всякой добродетелью, то нам без всякого сомнения обильно преподастся вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Пет. 1, 3-11). Св. Церковь и есть новое человечество, от нового родоначальника Христа Господа».

«Чтоб каждый из нас делался причастным благ спасения, совершенного Господом, Дух Святой сошел на апостолов и чрез них Церковь Святую основал на земле, в коей Церкви и пребывает, всех верующих чрез Святые Таинства возрождая к новой жизни, укрепляя на всякое добро, очищая от всякого зла и освящая, и чрез все сие к вечной жизни приготовляя и Царства Небесного наследниками соделывая; и … все верными сынами и дщерями Церкви Божией до конца себя сохраняющие несомненно Царство Божие наследят, а неверными ей оказывающиеся в ад попадут на вечные мучения».

В токовании на Св. Евангелие (Мф. 9, 20-22) святитель Феофан Затворник пишет о целях создания Спасителем видимой Церкви:

"Говорила кровоточивая: "если только прикоснусь к одежде Его" (Господа), "выздоровею", - и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу.

Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется через такое прикосновение, у кого есть приемник - вера, говорящая: "если только прикоснусь - выздоровею".

Церковь - тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо!

Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают".

3. Жизнь Церкви во Святом Духе

Святитель Феофан Затворник пишет, что Церковь является «не обыкновенным человеческим сообществом, а … телом, состоящим под главою — Христом Господом, Духом Святым руководимым и животворимым, и благоволением Бога Отца объемлемым».

Святитель Феофан Затворник говорит о действии Святого Духа в Церкви:

«…Благодать Духа Святаго во спасение необходима для нас и только она одна сильна содевать в нас спасение наше... благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов».

Таинственными действиями Духа Святого проникнута вся жизнь Церкви. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется тройческим единством священнотайне», поёт Церковь (Степенна 4-го гласа). Вступившие в Церковь вошли в Царство благодати и приглашаются «приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4, 16).

Священномученик Иларион (Троицкий)
говорит:

«Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства».

4. Спасение возможно лишь в Православной Церкви

Священное Писание говорит о том, что спастись человек может, лишь став членом Церкви Христовой:

Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. (Лк. 10, 16)

 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет. (Ин. 15, 6)

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк. 16, 16)

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Ин. 6, 53)

 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин. 14, 6)

 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Ин. 3, 5)

Один Бог, одна вера, одно крещение. (Еф. 4, 5)

Дела плоти известны; они суть: …идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть… бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал. 5, 19-22)

Св. Феофан Затворник учит, что союз с Церковью – это основа и условие христианской жизни и спасения:

«Жизнь христианская … поддерживается, раскрывается и плодоносит в живом союзе с Церковью…

…основа христианской жизни… есть живой союз с телом Церкви…

Итак, что предлежит решающему содевать свое спасение и начать жить по-христиански? Восприять воцерковление… и затем блюсти его вседушно и пребывать в нем; и жизнь его будет поддерживаться, зреть и востекать к совершенству в Господе Иисусе Христе. Это стоит в числе неотложных условий христианской жизни.

Такое требование само собой вытекает из теснейшего союза Господа с Церковью и Церкви с Господом. …Как глава, Он есть и «Спаситель тела» Церкви (Еф. 5, 23); «питает и греет ее», «потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 29, 30); «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25–27); Церковь же во всем «повинуется Христу» (Еф. 5, 24). …

Как нет жизни и живых существ вне природы, так вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц. Почему быть в Церкви, в живом с нею сочетании и союзе есть неотложное условие для желающих жить духом и в христианской преуспевать жизни».

На протяжении всей своей жизни во множестве трудов святитель Феофан Затворник пояснял, почему нет духовной жизни и спасения вне Церкви:

"О том, что благодать Св. Духа, как сила во спасение, необходима для нас и что только она одна сильна содевать в нас спасение наше, почти нет спорящих. Но о том, как получается и приемлется благодать, есть спорники. …есть такие мудрецы, которые утверждают, что только уверуй, и благодать Божия тотчас войдет и вселится в тебя. Так вот знай и твердо держи то убеждение и ту веру, что благодать Св. Духа не иначе подается и принята быть может, как чрез таинства, самим Господом учрежденные в Церкви руками св. апостолов".

«Надо тебе истину знать и веровать в нее: где ты ее возьмешь помимо Церкви, которая есть… столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретешь ее, кроме Церкви, хранительницы таинств, без которых не подается благодать? Надо тебе руководство верное иметь, и в деле ведения, и в деле жизни; где ты его встретишь, помимо Церкви, в коей единой есть богоучрежденное и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?»

"Бог в Троице поклоняемый спасает нас, падших, по благоволению Отца в Господе Иисусе Христе благодатью Святаго Духа в Святой Своей Церкви, спасает спасением здесь сокровенно в Духе совершающемся, в будущей же жизни имеющим явиться во всей неизреченной славе Его".

"Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастёт и плод принесёт - спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение".

"Вера точно есть неотложное условие к получению дара Духа Святаго, но самое получение дара бывает не по одной вере, а по вере чрез богоучрежденные таинства. Так было и во времена апостолов. Вот случай! Святой Павел пришел в Ефес и, встретив там некоторых верующих, спросил их, приняли ли они Духа Святаго. Те отвечали, что они не слышали даже, есть ли Дух Святый. Оказалось, что они были крещены лишь крещением Иоанновым. Тогда святой Павел окрестил их Христовым крещением, после же крещения возложил на них руки, и они исполнились Духа Святаго. Крещением они были обновлены, но не получили дара Святаго Духа. Он сообщился им чрез апостольское возложение рук, а крещение сделало их только способными к принятию дара и достойными того. Как с этими верующими было, так бывало и со всеми и при апостолах, и после них. Так это и доселе бывает в Церкви Божией, именно через святое миропомазание, которое апостолами же введено вместо возложения рук".

«Кровная жертва открыла путь нисхождению к нам Святаго Духа, от коего все благодатные силы, яже к животу и благочестию. Без сих сил спасению нашему содеваему быть невозможно. Необходимо потому всякому стяжать благодать Св. Духа. Но непосредственно Дух Святый сошел только на апостолов; после же них благодать Св. Духа сообщается верующим уже не иначе, как чрез особые посредства, или таинства, по указанию Господа Духом Святым чрез апостолов учрежденные. И таинства сии вверены св. православной Церкви и суть в ней единой. И стала Церковь сокровищницей не истины только, но и благодати. Чувствуешь потребность благодати? Иди в православную Церковь, приступи к таинствам, и получишь благодать всякую, какую взыщешь.

Возрождения ищешь? Взыщи его в св. православной Церкви. Она, и только она породит тебя водой и Духом в таинстве св. крещения. – Дара Духа Святаго ищешь? Взыщи его во св. православной Церкви. Она, и только она преподаст тебе его в таинстве миропомазания. – Согрешил? Каешься и ищешь врачевания душевных ран и разрешения уз совестных? Иди в православную Церковь. Она, и только она, в лице пастырей своих приявшая власть вязать и решить, разрешит тебя от грехов и исцелит раны души твоей врачевательными обязаниями. – Нужду имеешь и ищешь преискреннейшего общения с Господом? Иди в св. православную Церковь. Она, и только она, дав тебе вкусить Тела и Крови Господа от жертвы Его, ею всегда приносимой, сделает, что ты будешь в Господе и Господь в тебе, по неложному Его обетованию. – Ищешь положить благодатную основу семейству своему? Иди в св. православную Церковь. Она доставит тебе сие благо, запечатлев благодатью брачный союз твой в таинстве брака. – Немоществуешь телом и ищешь врачевания? Обращайся к Церкви святой. Она доставит тебе сие благо и с отпущением грехов, чрез таинство елеосвящения". (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни)

«Св. Церковь православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ. Так благоволил устроить сам Он. Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет».

«Кто в Церкви истинной, тот избавлен от греха, проклятия и смерти, тот сын и наследник Богу и сонаследник Христу, тому принадлежат все дары благодатные здесь и все блага наследия на небесах. Так есть из-за чего позаботиться о том, чтоб не отпасть от св. Церкви. Кто отпадет, тот лишается всех сих неоцененных благ ее и губит душу свою. В св. Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению - почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? Благодать подается чрез св. таинства, а таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. Стало, кто вне Церкви, тот без священства, без таинств и без благодати. Чем же спасать ему душу свою?! Вот он и гибнет вне Церкви».

То же самое о значении Церкви для спасения писали все святые отцы.

Священномученик Киприан Карфагенский говорит:

«Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь.

Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины».

«Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви».

Свмч. Игнатий Богоносец:

«Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие дом Божий Царствия Божия не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает».

Святитель Игнатий (Брянчанинов):


"Желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Не слушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу".

"Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе с светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, т.е. неверующие во Христа, злочестивые, т.е. еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами. Патриархи Восточно-Кафолической Церкви в послании своем говорят: "Души людей, впавших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение сердечное, утешение бедных и выражение делами любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотребным, — души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них. Облегчение же получают они по бесконечной благости, чрез молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая Апостольская Церковь"".

Преп. Варсонофий Оптинский учит:

"Для спасения необходимо быть членом Православной Церкви. В настоящее время развелось множество сект, все они находятся во вражде между собой и только в одном сходятся — в непримиримой вражде к Православной Церкви, в желании устроить ей какую-нибудь пакость. Особенно распространились теперь вредные баптистские секты, похищающие многих из лона Православной Церкви. Приходила ко мне недавно одна женщина в большом горе: муж ее изменил Православию, перешел в баптисты и оставил ее с малыми детьми. Спрашиваю:

 — Отчего же он перешел? За деньги?

 — Нет, он был верующим, все книжки читал и хотел спастись, да, к несчастью, встретился с баптистами. Те говорят ему: "Переходи в нашу веру, так как истина на нашей стороне". Он и поверил им. Сначала перестал ходить в церковь, два года не причащался, а теперь и совсем ушел к баптистам, а нас бросил. Что будет с ним?

 — Он погибнет, — отвечаю, — если не вернется к Православию.

Иногда приходят ко мне сектанты:

 — Вот мы веруем во Христа и ищем Его, где Он?

 — Он, во-первых, на Небе проявляет Свое особенно славное присутствие, а во-вторых, на земле — в Церкви. Вы находитесь в ней?

 — Нет, от Церкви мы отошли, но все-таки надеемся спастись.

 — Ну так суетна ваша надежда, вне Церкви спасение невозможно.

Люди, находящиеся в Православной Церкви, направляются к Горнему Иерусалиму, то есть к Царствию Небесному верным путем. Они плывут по житейскому морю в ладье, где кормчий — Сам Христос. Те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно.

Господь беспредельно благ. Жертва, принесенная на Голгофе, бесконечно велика. Так что грехи всего мира по сравнению с этой жертвой «яко ничесоже». Это все равно, как если бы кто взял горсть или пригоршню песка и бросил в море. Замутилось бы оно? Разумеется, нет, море осталось бы по-прежнему незамутненным. Но и эта горсть может погубить нас, если мы не считаем себя грешниками и не каемся перед Господом. Причащение Святых Тайн восполняет все грехи, отчего, особенно у простых людей, всегда спрашивают, причащался ли больной перед смертью. Если выясняется, что усопший сподобился Святого Причащения, то успокоительно произносят: "Слава Тебе, Господи!""

Св. Иоанн Златоуст:

«Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви, и что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участия во Христе или спастись... ересям мы не допускаем иметь надежды на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют ни малейшего общения со Христом».

«Отдели солнечный луч от его начала – единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником – разобщенный иссякнет. Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле распростирает она ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преуспеянием плодотворения».

Св. Григорий Синаит:

«Никто там не будет едино со Христом, или членом Христовым, не сделавшись здесь причастником благодати, и не возъимев через то в себе «образа разума и истины о Христе» (Рим. 2, 20)».

Священномученик Иларион (Троицкий):

«Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком организме отдельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом. Без Церкви нет христианства; остается только христианское учение, которое само собой не может “обновити падшаго Адама”.

Отдельная личность, даже отдельная христианская община, постольку жива, поскольку она живет Христовой жизнью, поскольку она соединена со всей Вселенской Церковью. Обособиться, замкнуться в себе… это для личности или даже для поместной Церкви то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья – от источника, для ветви – от ствола. Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью; порвется эта связь – непременно иссякнет и жизнь христианская».

Св. праведный Иоанн Кронштадтский:


«Держись за Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15) – и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее – лесть диавольская.

Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и – нигде больше».

«Нечестивые не узрят Славы Твоея, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся, католики... лютеране... и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники».

"Kто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели… Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха — омрачать нас, связывать нас по рукам и ногам. Но время и место для действия благодати — только здесь: после смерти — только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви".

Преп. Макарий Оптинский:

"Истинно и несомненно то, что грешнику, ощутившему свои грехи и биемому от угрызения совести, должно искать прощения и исцеления язв своих у милосердого нашего Спасителя, искупившего нас крестною смертью, пролитием пречистой Своей крови, принесшего Себя Богу и Отцу в жертву о грехах наших; но Он, совершая дело спасения нашего, даровал нам Божественное Свое учение, основал на земле Церковь, установил святые таинства, поставил пастырей и учителей церковных; и посылая святых Апостолов, сказал: "Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам; иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет" (Мф. 28, 19—20; Мк. 16, 16); и прежде сего: "Слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя" (Лк. 10, 16); и "аще преслушает Церковь, буди тебе, якоже язычник и мытарь; и аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и аще разрешите на земле, будут разрешена на небесех" (Мф. 18, 17, 18); все сии слова относятся от святых апостолов и до преемников их — церковных пастырей и учителей, даже до сего времени... Итак, советую вам, когда желаете спастись, во всем повиноваться Церкви, в которой вы находитесь, Православной Восточной греко-российской; а дабы знать в точности ее учение, прочтите православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной..."

Архим. Рафаил (Карелин):

"...Есть некий таинственный знак христианина, наследника небесного царства, перед которым Херувим, стерегущий врата рая, опускает свой огненный меч. Этот знак - благодать Духа Святаго, которую человек стяжал в своей жизни; это Свет Христов, который отличает из всех званных на пир Агнца избранных. Принадлежность к Православной Церкви - это еще не спасение, а возможность спасения через стяжание благодати Духа Святаго. Это - учение, всегда присущее Церкви, это - мистика Православия, это - цель жизни человека, это - тайна, пророками которого в наше время были преподобный Серафим Саровский и праведный Иоанн Кронштадтский.

…В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна. …без возрождения благодатью Духа Святаго, пребывающей в Церкви, невозможно иметь богообщение - «внутреннего рая в своей душе». Впрочем, Господь воздаст каждому по делам его, поэтому за милосердие и доброту не лишит не принадлежащих к Православной Церкви неких утешений, но не даст им Себя Самого. …спасение… процесс вечного богообщения и озарения Фаворским светом, которые делают душу человека храмом Божества. …без внутреннего рая человек не может войти во внешний рай, включиться в мистическое единство ангелов и святых. Царство небесное начинается в душе человека на земле и раскрывается в вечности.

В проповеди св. Григория Богослова «На крещение» можно найти ответы о том, что будет с людьми, не знавшими Бога. Не все они будут в вечных муках, однако спасение для них, как единение с Богом, невозможно:

"...между не приемлющими Крещения, одни совершенно подобны скотам или зверям, по своему неразумию или злонравию. Сверх прочих зол в них есть и то, что они, как думаю, не очень уважают и дар Крещения, но действительно как дар, если дан им, любят, и если не дан, презирают. Другие хотя и чтут дар, но медлят принять оный, то по нерадению, то по невоздержности. Иные даже не имеют возможности и принять Дара, или может быть по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали. И, как между первыми нашли мы большое различие, так находим и между последними. Совершенные презрители хуже невоздержных и нерадивых, а последние хуже тех, которые по неведению или по принуждению лишаются дара; ибо сделанное по принуждению есть не иное что, как невольное прегрешение. И думаю, что одни потерпят наказание как за другое пороки, так и за презрение Крещения. Другие же хотя потерпят наказание, но меньшее, потому что не столько по злонравию, сколько по неведению не получили Крещения. А последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести, равно как не всякий не достойный чести достоин уже наказания.

...Итак, поскольку вы слышали гласы сии: приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс. 33, 6) от того, что не достигли благодати. Примите просвещение, пока есть время, да тма вас не преследует и не имет (Ин. 12, 35), удалив от просвещения. Наступит ночь, и тогда - по отшествии отсюда никто не может делать. …Что же потом? Кончина придет внезапно, в день, в оньже не чаял еси, и в час, в оньже не ведал еси (Лк. 12, 46). А при тебе зол путник - убожество (Притч. 6, 11) благодати, и ты будешь алчен среди такового богатства благости. …худо позднее сожаление, худо тогда уже почувствовать свою потерю, когда нет способа отвратить ее, то есть по отшествии отсюда, по горьком заключении того, что совершено каждым в жизни, по наказании грешников и прославления очищенных. Посему не медлите приступить к благодати, но поспешайте…

Знаю огнь очистительный, который воврещи на землю (Лк. 12, 49) пришел Христос, и Сам, применительно, именуемый огнем (Евр. 12, 29). Он истребляет вещество и злые навыки; почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся (Лк. 12, 49); ибо желает ускорить благодеяние, когда и углие огненное дает нам в помощь (Ис. 47, 14-15). Знаю огнь и не очистительный, но карательный, или Содомский, который на всех грешников одождит Господь, присоединив жупел и дух бурен (Пс. 10, 6), или уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41), или тот, который предходит лицу Господа и попаляет окрест враги Еео (Пс. 96, 3). Есть еще и сих ужаснейший огонь, который заодно действует с червем неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых".

Мы имеем свидетельство самой высокой достоверности. Это слова Иисуса Христа, Самой Истины, Который сказал в беседе с Никодимом, что если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин. 3,5).

…Те, кто находятся вне Церкви, могут получить за свои добрые дела награду от Бога, но не Самого Бога».

Священник Георгий Максимов:

«Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь, никто не приходит к отцу как только через Меня» (Ин. 14, 6) и «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Итак, кто не верит во Христа и тот, кто не причащается в Его истинной Церкви, тот делает выбор, который не ведет к вечной жизни. И Спаситель предупредил: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь» (Ин. 15, 6). Так сказал Бог вечный, создатель вселенной. «Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить, и не исполнит?» (Числ. 29, 13)».

"Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.

Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.

И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).

И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие".

5. Значение таинств Церкви для спасения

Таинство (греч. мистерион - тайна, таинство) -  такое священное действие, через которое тайно, то есть невидимым образом, подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Святой Симеон, архиепископ Солунский (15 в.), так говорит о семи таинствах Церкви Христовой: "Семь даров Святого Духа, - говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства сии суть: крещение, миропомáзание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение".

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Совершителем таинств является Бог. Внутренняя жизнь Церкви есть таинственное содействие Христа, как Главы, с Церковью, как Его телом, в Духе Святом. "Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви", - пишет апостол Павел (Ефес. 5, 32). При этом соработники Господа - люди, которым Он Сам даровал право совершать таинства. Это - правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1).

Всем семи таинствам присущи следующие необходимые признаки:

1) богоучрежденность;

2) невидимая благодать, преподаваемая в таинстве;

3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия ("видимый образ") в таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Святой Дух, действуя в таинствах Церкви, благодатно обновляет и освящает каждого человека, приступающего к ним. В каждом таинстве верующему христианину сообщается особый благодатный дар.

В крещении человек таинственно рождается в духовную жизнь;

в миропомазании получает благодать возвращающую и укрепляющую;

в причащении питается духовно;

в покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов);

в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств;

в браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей;

в елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных.
(Пространный Христианский Катехизис)

В таинствах молитвы соединены с благословениями в той или иной форме, с особыми действиями. Слова благословения, сопровождаемые священными внешними действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа.

Святые отцы так пишут о благодатном действии таинств на душу приступающего к ним с чистой совестью:

Св. Иоанн Златоуст:

«…душа крещенного …чище самых солнечных лучей и такова, какою была в начале, и даже гораздо лучше; ибо она получает Духа, Который совершенно воспламеняет ее и делает святою. Как ты, переплавляя железо или золото, делаешь его опять чистым, новым, так точно и Дух Святой, переплавляя душу в крещении, как бы в горниле, и истребляя грехи, делает ее чище и блистательнее всякого золота.

...Что в крещении погребены наши прежние грехи – это есть Христов дар; а чтобы после крещения пребывать мертвыми для греха, это должно быть делом собственного нашего рачения, хотя и в сем подвиге, как увидим, всего более помогает нам Бог. Ибо крещение имеет силу не только заглаждать прежние согрешения, но и ограждать от будущих».

Св. Феофан Затворник:

«В умертвии греху чрез крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека. Существо умертвия греху всегда одно: это есть отвращение от греха, смертельное возненавидение его. Где же оно в крещении? - Тут же, в духе крещаемого. - Ибо что делает крещаемый пред погружением в купель? - Отрицается сатаны, и всех дел его, и всего служения его; а это то же, что отвращается от греха и возненавидевает его. Когда затем, в сем духе отвращения и ненависти ко греху, погружается он в купель, тогда благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет сии расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную. Крещенному все прежние грехи прощаются, а от будущих охранять его будет сия нисшедшая в него в крещении сила. Он и есть воистину мертв греху".

"Исходящий из купели крещения бывает и оправдан и праведен, всякая вина греха с него снимается, и он желает лишь одного Богу угодного добра и силен на делание его. Это и есть облачение во Христа, в коем потребное для спасения от Христа Господа переходит па верующего крещающегося и ему усвояется не номинально, а существенно. Пока он верует только во Христа, сии потребности суть его, но только номинально, как определенные ему и готовые для него, в купели же крещения они существенно становятся его собственностью.

Посему пред погружением в купель мы, отрекшись от сатаны и дел его, сочетаемся Христу Господу, чтобы Ему посвящать всю жизнь. … Выходя с ним из купели, крещенный является, таким образом, совсем новым, обновленным в нравственно-духовной своей жизни, - воскресает. Подобно тому, как Христос Господь воскрес, и крещенный, погружаясь в купель, умирает, а, выходя из купели, воскресает: умирает греху и воскресает для правды, для новой и обновленной жизни.

Господь приступающего к Нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощию даруемой ему для того благодати».

«Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителию Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщится с ним во святом Причастии».

«Кровь Христова, по силе своей, уже очистила грехи всего мира; но всякий лично соделывается очищенным ею, когда верою восприемлет на себя окропление или орошение кровию Христовою. Таинственно сие совершается в водной купели крещения, и после — в слезной купели покаяния».

Св. Кирилл Александрийский:

«Честная кровь Христова избавляет нас не только от погибели, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри нас, и не допускает нас охлаждаться до равнодушия, но, наоборот, делает нас горящими духом».

6. Тот, кто не участвует в богослужении и в Таинствах Церкви, сам себя отлучает от неё

Правило 80 Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора) гласит:

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.
(Ап. 8, 9; Трул. 66; Антиох. 2; Сердик. 11).

Епископ Никодим (Милош) так объясняет это Правило Церкви:

Этим правилом Трулльский Собор повторяет 11-е правило Сердикского Собора, в толкованиях которого мы доныне останавливаемся и на этом предписании. В толковании этого трулльского правила архим. Иоанн обращает внимание на тех, которые долго не посещают церкви, и говорит: "Произвольным удалением от церкви, они сами себя отлучают от нее, и церковное отлучение, определяемое для них правилами отцов, служит только справедливым объявлением таких людей чуждыми церкви, от которой они уже заранее сами себя отчуждили, а вместе с тем лишает их и всех тех благ, каких они сами не желали себе в общении церкви". При этом приводит из творений Иоанна Златоустого следующее место: "Как не скорбеть о тех, которые не часто обращаются и приходят к общей матери всех — церкви? Какое бы ты представил мне занятие необходимее сего? Какое собрание полезнее? Или что тебе препятствует это делать? В недели седмь дней; и сии седмь дней Бог разделил с нами не так, чтобы себе взял более, а нам дал менее; Он разделил их даже и не пополам: не три взял и не три дал, но тебе отделил шесть дней, а себе оставил один. А ты даже и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских; но, что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты по отношению к сему дню, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных учений. И что говорить о целом дне? Что сделала вдовица по отношению к милостыне (Марк. 12:42 и сл.), то делай и ты по отношению ко времени дня. Та положила две лепты, и заслужила великое благоволение у Бога: и ты употреби для Бога два часа, и внесешь в дом твой добычу бесчисленных дней. А если не хочешь, то смотри, чтобы тебе не погубить трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных попечений! Если ты приходишь сюда в год раз или два, то скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя, касательно души, тела, бессмертия, царства небесного, муки, геенны, долготерпения Божия, прощения, покаяния, крещения, оставления грехов, твари горней и дольней, природы человеческой, ангелов, коварства демонов, ухищрений диавола, нравов, догматов, правой веры, нечестивых ересей? Все сие, и еще гораздо больше сего, христианин должен знать и во всем этом давать ответ, когда его спросят. А вы из этого и самой малой части узнать не можете, собираясь сюда однажды, и то мимоходом, и то по случаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению".
(Правила Святой Православной Церкви с толкованиями)

Св. Феофан Затворник говорит:

«Во св. Церкви все от Господа Иисуса Христа со Святым Духом по благоволению Отца через св. апостолов, и все, содержимое ею, должно быть содержимо и исполняемо всеми, вступающими в нее и делающимися членами ее…

А отступающие от сего, выделяют себя из Церкви внутренно, и если не послушают увещательного гласа ее, матерински к ним обращаемого на вразумление их, отлучаются от нея и внешно, и вступают в ряды язычников (Мф. 18, 17).

Сущия в Церкви, истинные чада ее, блюдут единение духа в союзе мира и состоят потому в живом союзе с нею… возрождаются к новой жизни и затем воспитываются и возрастают в духе ее и во всех порядках ее. Все такие суть живые члены Церкви, и от Главы ее чрез Духа Святого сподобляются всех духовных благодатных благ, с обетованием и вечных.

Те же, которые отступают от показанного устроения Церкви, хотя в Церкви числятся, но не состоят с нею с живом союзе, потому не суть живы, а умерли или замерли. Их держат в Церкви в чаянии, что они опомнятся, возникнут от одержавшей их сети и поспешат восстановить нарушенный ими союз с Церковью и с Господом Главою ее и опять вступить в чин спасаемых.

Все, содержимое Церковью, не таково, чтобы могло быть оставляемо на произвол, но таково, без чего не может состояться спасение. Ибо оно есть осуществление, или явление на деле воплощенного домостроительства, без коего нет спасения. Почему чуждый Церкви чужд Христа Господа и спасения в Нем».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет:

"Богослужением своим Православная Церковь воспитывает нас в граждан небесных чрез научение нас всякой добродетели, представляемой жизнью Богоматери и всех святых, чрез очищение, освящение и обожение нас в таинствах, чрез дарование сил к животу и благочестию [2 Пет. 1, 3]. Потому надо неотложно посещать разумно, благоговейно и охотно Богослужение, наипаче в праздничные дни, участвовать в таинствах покаяния и причащения. А удаляющиеся от Церкви и Богослужения делаются жертвою своих страстей и погибают".

Всё это сказано о тех, кто пренебрегает церковными службами, имея возможность присутствовать на них. В утешение тем, кто не может посещать богослужения по причине болезней, приведём слово преп. Макария Оптинского:

"О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много... Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен седящему в пустыне, в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению".

7. Связь Церкви на земле с Церковью на Небе

Как человек состоит из тела и души, так и Церковь имеет видимую и невидимую стороны. Невидимое в ней — то, что ее Глава есть Христос; что она оживотворяется Духом Святым; духовное совершенствование верующих и ее небесная часть — Церковь Торжествующая.

Видимая сторона Церкви — это ее учение, то, что она состоит из живущих на земле людей, её иерархия, церковные соборы, храмы, богослужения, законы, вся каноническая структура поместных церквей.

Члены Церкви, воинствующей против зла на земле, находятся в тесной связи с членами Церкви, торжествующей на Небе. Апостол Павел пишет: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу" (Евр. 12, 22-23). То есть живущие и усопшие христиане близки в Боге, у Которого "все живы" (Лк. 20, 38).

Конечно, есть различие между Церковью воинствующей на земле и Церковью торжествующей на Небе: члены земной Церкви еще не достигли цели своей жизни, а лишь стремятся к ней. Но духовная связь обеих частей Церкви непрерывна. Члены Церкви земной молятся святым, святые помогают им, во Святом Духе.

Св. Иоанн Кронштадтский в своих "Мыслях о Церкви" пишет:

«Признавай, что все святые - старшие братья наши во едином доме Отца Небесного, которые от земли перешли на небо, и всегда они в Боге с нами, и постоянно нас учат, руководят к жизни вечной, посредством составленных ими церковных служб, таинств, обрядов, поучений, церковных установлений, как - постов, праздников, - и так сказать, вместе с нами служат, поют, говорят, поучают, помогают нам в разных искушениях и скорбях; и призывай их как живущих с тобой под одним кровом; прославляй, благодари их, беседуй с ними, как с живыми; - и ты будешь веровать в Церковь».

8. Свойства Церкви

Девятый член символа веры указывает четыре основных свойства Церкви: «Веруем... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь».

Свойства эти называются существенными, т.е. такими, без которых Церковь не была бы Церковью.

1) Единство Церкви

Церковь одна:
а) одна внутри себя, неразделенная;
б) одна, рассматриваемая извне, т.е. не имеющая рядом с собой какой-нибудь другой.

Ее единство состоит не в объединении разнородного, а во внутреннем согласии и единодушии. Церковь едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим (Еф. 4, 4-6). «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4-6).

Изображая Церковь в притчах, Спаситель говорит об одном стаде, об одном овчем дворе, одной виноградной лозе, одном основном камне Церкви. Церковь имеет одно Божественное учение, одни и те же таинства. Единство верующих во Христа составляло предмет Его первосвященнической молитвы перед крестными страданиями: да вси едино будут, молился Господь.

Церковь едина не только внутренне, но и внешне. Во вне ее единство проявляется в согласном исповедании веры, в единстве богослужения и таинств, единстве благодатной иерархии, преемственно идущей от апостолов, в единстве канонического устройства. (Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие)

Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой.

Существование отдельных поместных православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви - все одинаково исповедуют веру, имеют общение в молитвах и св. таинствах.

Такое же духовное общение существует и между Церковью земною, воинствующею на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах. Общение это выражается в молитвах и призывании Святых, в благотворных явлениях Святых с неба, их чудотворениях.

Истинность единой Церкви определяется православием ее членов, а не их количеством в тот или иной момент.

Хомяков Алексей Сергеевич:

"Единство Церкви вытекает из единства Божьего
, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати".

2) Святость Церкви

Апостол говорит о святости Церкви: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 25-27).

Преподобный Максим Исповедник видел много грехов, отступлений от православия, торжество ереси - и при этом он писал:

«Всесвятая Церковь Божия, чистая и незапятнанная, безукоризненная и неподдельная, неумаляемая и восприемлющая истинный Свет. Всесвятой Церкви Божией присуще быть чистейшему естеству золота. Она является неподдельной, поскольку в таинстве своего богословия по вере совсем не имеет ничего чуждого и примешанного к этому богословию; чистой, поскольку сияет и славится светлостью добродетелей; незапятнанной, поскольку никакая грязь страстей не оскверняет ее; безукоризненной, поскольку ее не касаются никакие лукавые духи и поскольку она не позволяет материальным обстоятельствам чернить ее каким-либо пороком; неумаляемой и неуменьшаемой, поскольку бросаемая по временам в горнило гонений и периодически подвергаемая испытанию при восстании ересей, она стойко выдерживает напор и не уступает тяжести искушений, оставаясь неизменной как в своем разумении, так и в жизни, то есть в вере и житии». (Вопросоответы к Фалассию. Гл. 63)

«Церковь свята своей Главой, Господом Иисусом Христом. Свята, далее, присутствием в ней Святого Духа и Его благодатными дарами, сообщаемыми в таинствах и в других священнодействиях церковных. Свята своей связью с Небесной Церковью.

Свято и само тело церковное. "Если начаток свят, то и целое; если же корень свят, то и ветви" (Рим. 11, 16). Верующие во Христа - храмы Божии, храмы Святого Духа (1 Кор. 3, 16; 9, 19). В истинной Церкви всегда были и всегда есть люди с высшей духовной чистотой и особенными дарами благодати — мученики, девственники, подвижники, преподобные, святители, праведные, блаженные. Она имеет неисчислимый сонм отошедших праведников всех времен и народов.

Церковь свята по своему призванию, или назначению. Свята и по плодам: "плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная" (Рим. 6, 22), - наставляет апостол.

Свята Церковь также и чистым, непогрешимым учением веры. По слову Божию, "Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). Патриархи восточных церквей о непогрешимости Церкви выражаются так: "Говоря, что учение Церкви непогрешимо, мы не утверждаем ничего более, как именно то, что оно неизменно, что оно то же самое, какое было предано ей изначала как учение Божие" (Послание Восточных Патриархов).

Святость Церкви не затемняется вторжением мира в Церковь или греховностью людей. Все греховное и мирское, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым ей и предназначено к отсеиванию и уничтожению, подобно сорным травам в посеве. Мнение, будто Церковь состоит из одних праведников и святых, людей безгрешных, не согласуется с прямым учением Христа и Его апостолов. Спаситель сравнивает Церковь Свою с полем, на котором пшеница растет вместе с плевелами, с неводом, извлекающим из воды и добрую рыбу и негодную. В Церкви есть и добрые рабы и худые (Мф. 18, 23), девы мудрые и юродивые (Мф. 25, 1). …

Но есть предел, который если преступят его грешники, то, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия. Так, не принадлежат к ней безбожники и отступники от христианской веры, грешники, отличающиеся сознательным упорством и нераскаянностью в грехах. Не принадлежат еретики, извращающие основные догматы веры; отщепенцы или раскольники, самовольно отделяющиеся от Церкви». (Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие)

Протоиерей Валентин Свенцицкий пишет об этом:

"Нечистота отдельных душ стоит вне Церкви как тела Христова. …Перед отпущением грехов на исповеди священник молится: "Подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение вольное и невольное. Примири и соедини его святой Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем".

Если "соединение", значит, было "разъединение"? Церковь именно так и мыслит грехи своих членов. В каждом акте греха верующий в этом грехе разъединяется с Церковью. Поскольку человек согрешил, постольку он не составляет её тела".

3) Соборность Церкви

Пространный Православный Катехизис на вопрос: "Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою или Вселенскою?" отвечает: "потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов".

В "Послании Восточных Патриархов" в объяснение этого свойства сказано: "веруем, ...в святую, вселенскую, апостольскую Церковь, которая объемлет всех и повсюду, кто бы они не были, верующих во Христа". Таким образом, соборность Церкви нужно понимать прежде всего как неограниченность ее местом. Она обнимает весь мир - небо и землю.

Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, и она заключает в себе всех истинно верующих всей вселенной. Потому она еще называется вселенскою.

Апостол Павел говорит, что в Церкви Христовой "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного: но все и во всем Христос" (Кол 3, 15).

Соборность – это единодушие всех истинно верующих, православных христиан. Все множество вошедших в Церковь людей родилось в ней от «воды и Духа» (Ин. 3, 5), очистилось от грехов и через Причащение Тела и Крови Христовых выразило свою готовность принять в храмину своей души Великого Царя — Христа Бога. В Церкви люди молитвенно «сосредоточивают мысль, могущую изгнать всякую житейскую заботу» (Профессор Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Богословские труды. М., 1982, сб. 23, с 58).

4) Церковь апостольская

«Церковь называется апостольской, так как апостолы положили историческое начало Церкви, распространили христианство до конца земли (Деян. 1, 18) и почти все запечатлели свою проповедь мученической смертью. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровью. Неугасимое пламя веры в мире они разожгли силой своей личной веры.

Апостолы сохранили и передали Церкви учение веры и жизни христианской в том виде, в каком они восприняли его от своего Учителя и Господа. Дав самих себя в пример исполнения евангельских заповедей, они передали верующим учение Христово в устном слове и в священных писаниях для хранения его, исповедания его и жизни по нему.

Апостолы установили, по заповеди Господа, церковные священнодействия, положили начало совершению святого Таинства Тела и Крови Христовых, крещения, рукоположения.

Апостолы установили в Церкви благодатное преемство епископства, а через него преемство всего благодатного служения церковной иерархии, призванной к "домостроительству Таин Божиих" (1 Кор. 4, 1).

Апостолы установили начала канонической структуры жизни Церкви, заботясь о том, чтобы все было "благообразно по чину", пример чего дает 14 глава Первого послания к Коринфянам, содержащая указания о церковно-богослужебных собраниях.

Все сказанное представляет собой историческую сторону. Но, кроме нее, есть другая сторона, внутренняя, сообщающая Церкви свойства Апостольской. Апостолы не только были, но они и остаются в Церкви Христовой, пребывают в ней. Были в земной, пребывают в Небесной, продолжая быть в общении с верующими на земле. …

Таким образом, и по причинам исторического и по причинам внутреннего характера, апостолы являются основаниями Церкви. Посему и сказано о Церкви: "Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф. 2, 20)». (Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие)

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь называется еще Православной, потому что она, под руководством Духа Святого, неизменно правильно и славно, сохраняет учение Иисуса Христа; - правильно славит Бога.

9. Церковная иерархия

Иерархия установлена Господом Иисусом Христом. "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в муже совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 11-13).

Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам - епископам, и через них невидимо управляет Церковью.

Апостолы всегда проводили мысль о богоучрежденности иерархии (Деян., гл. 1), (1 Тим. 4, 14), (Титу 1, 5), (1 Тим. 5, 17-18). Апостолы поставляли епископов, в качестве своих непосредственных преемников и продолжателей, пресвитеров, как своих и их помощников, возлагая дальнейшее дело рукоположения пресвитеров на епископов, а также и диаконов (Деян. 6 гл.), (1 Тим. 3, 8-13).

Таким образом, церковная иерархия состоит из трех степеней. Все три степени не могут быть восхищены по личному только желанию, а даются Церковью. Все три степени священства необходимы в Церкви.

Епископы составляют высший чин иерархии. По выражению Тертуллиана, "без епископа нет Церкви" (против Маркиона 4, 5).

Среди епископов есть главнейшие по положению, но не по иерархическому, благодатному достоинству. Так было и в среде самих апостолов. Высшие иерархические лица, которым подчинены отдельные части единой Вселенской Церкви, - это православные патриархи.

Высшим органом власти в Церкви и высшим авторитетом является собор епископов: для поместной Церкви - ее местных епископов, а для вселенской - собор епископов всей Церкви.

10. Преемственность и непрерывность епископства в Церкви

Преемственность от апостолов и непрерывность епископства составляют одну из существенных сторон Церкви. И наоборот: отсутствие преемственности епископства в той или иной христианской деноминации лишает ее свойства истинной Церкви, даже при наличии неискаженного догматического учения. Такое понимание присуще было Церкви от ее начала. Из "Церковной истории" Евсевия Кесарийского знаем, что все поместные древнехристианские церкви сохраняли списки своих епископов в их непрерывной преемственности.


См. тж.: Что такое ЦерковьИстория Церкви. Вселенские Соборы. Обожение человека возможно только в Церкви. Спасение возможно лишь в Православной Церкви. Значение таинств для спасения

О девятом члене Символа Веры. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий

Церковь Христова. Понятие о Церкви Христовой на земле. – Прот. Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие

Священник Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения

Святые отцы о единоспасительности Церкви

Пространный катехизис св. Филарета Московского. Что такое Церковь?

Алексей Хомяков. Церковь одна

О Церкви в нашу эпоху. - Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке

Еп. Александр (Милеант). Священное Писание о Церкви

Свмч. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви

Священномученик Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства

О Церкви. -  Прот. Валентин Свецицкий. Диалоги

Чувства и расположения - из общения с Богом через общение с Церковью. - Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Часть 2

О Церкви. - В. Д. Сарычев. Учение о Боге Спасителе

Иеромонах Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном церковном этикете

Церковная служба. - Святитель Феофан Затворник. Руководство к духовной жизни

Церковь. - Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни

Церковь. - Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни

Протоиерей Александр Торик. Воцерковление для начинающих церковную жизнь

Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни:
Католицизм
Лютеранство
Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.)

Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723г.)

Преподобный Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви (против католиков)

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О невозможности спасения иноверцев и еретиков

Св. Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам:
О самообольщении. - Критика "Подражания Христу" Ф. Кемпийского
О невозможности спасения иноверцев и еретиков
Об учении отцов Восточной Церкви и истинном пути ко спасению
Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений
Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина):
Духовник
Духовничество
Пастырство
Церковь
Таинства Церкви
Таинство брака
Таинство исповеди
Таинство крещения
Таинство причащения
Таинство соборования
Сектанство
Нина Павлова. Кто на Голгофе? Открытые письма о. Александру Борисову

Протоиерей Владислав Цыпин. Присоединение инославных. К вопросу о границах Церкви

Святитель Иоанн Златоуст о том, что вразумление «словом и делом, и кротостью и силой» – это «забота о спасении наших братьев»

Епископ Александр (Милеант). Где истинная Церковь? Сведения о церквах и сектах

Протоиерей Василий Изюмский. Зачем нам нужна Церковь

Св. Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Проповеди, слова и поучения:     
     Проповедь в Неделю православия

«Я знаю, что я нашел Истинную Церковь». Современные истории обращения в Православие

Cвященник Георгий Максимов. Подарок протестантскому другу: Церковь




При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика