Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Священник Николай Баринов

О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе)

Святая Православная Церковь является хранительницей Истины: сохраняет Священное Писание и Предание апостолов и святых отцов. На протяжении всей истории лукавый враг рода человеческого сеял плевелы лжеучений, пытаясь совратить людей с пути спасения. Поэтому святые отцы Церкви должны были противостоять им. В результате на Семи Вселенских Соборах при содействии Святого Духа было определено истинное догматическое учение Церкви. Истина не может меняться, т.к. это – Истина. Поэтому мы должны сохранять вверенное нам Православное вероучение как величайшее сокровище. Ставить себя выше Вселенских Соборов дерзают только Папа Римский и различные протестантские секты. Это – путь погибельный, путь гордыни, превозносящейся выше всего святого. Это – состояние духовной прелести: «Всякий не имеющий сокрушенного духа, признающий за собой какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному находится в этой прелести»(свт. Игнатий Брянчанинов Собр. соч.в 7 т. М.,1993.Т.1.С.247).

Духовная брань была во все времена и наше время не исключение. Появляются новые обновленцы, которые не колеблясь готовы пересматривать Православное вероучение в угоду своей гордыне, карьере, угождению власть имущим и т.д.

Например, вновь появилось и даже  распространяется осужденное на  V  Вселенском Соборе учение о всеобщем спасении - апокатастасис (апокастасис). Говорит оно, что ад закончится и все спасутся, даже демоны. Высказал эту идею под влиянием творений Оригена в свое время св. Григорий Нисский. Отсюда берет начало еще одна католическая ересь о чистилище. Церковь отвергла это лжеучение: "Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема".Так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный св. Юстинианом Великим, принятый Поместным Константинопольским Собором 543 г. и утвержденный Пятым Вселенским Собором.

Вот что говорят по этому поводу святые отцы. "Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения", - писал преподобный Силуан Афонский, и тут же добавлял: "Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их" (прп. Силуан Афонский. Писания. Ивановское, 1997. - С. 88.).
Св. Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из св. Григория, восклицает(о всеобщем спасении): "Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова св. Григория Нисского, считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоречащие Писаниям и общим догматам?" (св. Марк Ефесский. Второе слово против чистилища. / арх. Амвросий (Погодин). св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. N.Y., 1963. - С. 132.).

«Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огнь геенский? Христос открыл нам, что этот огнь не имеет конца: огонь неугасимый и… червь не умирает (Мк. 9,45)»(Святитель Иоанн Златоуст. Алфавит духовный М., 2005.- С.102).

«Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную (Мф. 25,46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 47-48)…потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, одна из козней диавольских» (Святитель Василий Великий. Алфавит духовный. М., 2006.-С.275-276).

«Очевидно и несомненно то, что как не будет конца блаженству добрых, так не будет конца и мучению злых…Нечестивые потому имели конец грехов, что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли, жить без конца, чтобы иметь возможность грешить без конца» (Собеседования святого отца нашего Григория Двоеслова…М., 1996.-С.286-287).

В заключение хочется отметить, что на попытки возрождения идей апокатастасиса в ХХ-м веке Церковь отреагировала точно так же, как в IV и в VI-м: Архиерейское совещание 1935 года, проходившее под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (впоследствии - патриарха) Сергия (Страгородского) и посвященное учению прот. С. Булгакова, повторило:"Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с "градом Божиим" и "вне" его (Откр. 22, 15) навеки останется область отвержения, "смерть вторая" (Откр. 21, 8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. "Бог будет всё" лишь в "сынах Царствия", всё во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией"). (М.П. К вопросу о так называемом "единоличном мнении" митрополита Сергия. // Символ. №39. 1998. - С. 166. Под этим, помимо будущего патриарха Сергия, подписалось 10 епископов, что в то время составляло едва ли не всю полноту епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе. Большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец.).

Несмотря на анафемаствование Пятым Вселенским Собором  учения о всеобщем спасении – апокатастасиса все не умолкают споры о вечности мучений. С одной стороны это весьма странно, так как ересь – это хула на Святого Духа и удивительно, как некоторые люди, особенно православные  не боятся слов Господа: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12, 31)? Но с другой стороны так и должно быть. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова) весь мир находится в прелести, обольщении диавола. Идет духовная брань, поэтому враг рода человеческого пытается прельстить, если возможно, и избранных (Мк. 13, 22). Поэтому необходимо снова вернуться к этому вопросу.
Есть замечательное высказывание об этой ереси святителя  Феофана Затворника Вышенского: «Господь ясными словами, не допускающими никакого перетолкования, говорит: пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 46)… Если говорит так Тот, Кому столько стоило спасение наше и кто ничего так не желает, как чтобы все спаслись, верно иначе сему быть нельзя... И никаким переводчикам  никакого повода не представилось и в голову не пришло как-нибудь иначе перевести эти страшные слова: в муку вечную. Потому не может подлежать сомнению, что Господь именно так сказал. Истолковывать же тут нечего – слова ясны без толкования. Пытались дать слову вечную кривое толкование (не верующие, а неверы), будто вечную означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но все же конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее слово: в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющие быть без конца. Так надо понимать и муку вечную» [1].

Но существует также мнение историка А.В. Карташева о том, будто Ориген и его учение не были анафематствованы V Вселенским Собором, что дело оригенистов разбиралось, и осуждение Оригену вынесено только поместным Константинопольским Собором, который предшествовал V Вселенскому Собору в том же 553 году.  (Хотя, даже если это было бы так, то этого уже было бы достаточно.)  Карташев пытается обелить Оригена и наводит тень на прославленного Церковью в лике святых императора  Юстиниана. Вообще,  в пылу полемики он свое личное мнение иногда выдает за исторические факты. Но, с неохотой, он все же приводит исторические данные об осуждении Оригена V Вселенским Собором:

«4. …Однако нельзя не учитывать того, что в древних рукописных материалах римского архива, может быть скопированных с оригинала, привезенного папой Вигилием (VI в.), имя Оригена есть.

5. Примечательно, что палестинские монахи-оригенисты из Новой Лавры порвали с епископами иерусалимскими как раз после подписания деяний V Вселенского собора. Анафематствование в этих деяниях так называемых "трех глав" не могло особенно задеть палестинских монахов.

6. Со времени V Вселенского собора всюду встречаем убеждение, что этот Собор осудил Оригена и оригенизм. Легче всего это объяснялось бы тем, что в 11-ом анафематизме было упоминание имени Оригена».

Еще Карташев  пишет: «Текст этого указа императора Юстиниана против Оригена (там же анафематизм против учения  всеобщем спасении (апокатастасиса) – прим.) был произвольно помещен издателями "Деяний соборов" (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора» [2].

Слово произвольно основано, только на некоторых личных мнениях. На самом деле множество святых отцов, конечно, не позволили бы так вольно обращаться с Деяниями Соборов. Вышеприведенные же им же исторические свидетельства как раз говорят об обратном – практически ни у кого никогда не было сомнений в анафеме на Оригена и оригенизм.

А самое главное, подтверждают это осуждение Оригена и, соответственно, апокатастасиса, последующие Вселенские Соборы.  Так  в 1-ом правиле VI Вселенского Собора читаем: «Еще же и ста шестидесяти пяти богоносных Отцов, собравшихся в сем царствующем граде при Юстиниане, блаженной памяти царе нашем, благочестивые глаголы,  как от Духа произнесенные (выделение – авт.) ведаем и оным потомков наших научаем. Они… Оригена, и Дидима, и Евагрия,  возобновивших еллинские басни… соборно предали проклятию и отринули» [3].

Так же VII Вселенский Собор подтвердил постановления всех 6-ти Вселенских Соборов: «Ибо все они от одного и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили.  И кого они предали анафеме, того и мы анафемаствуем» [4], – то есть, конечно и Оригена с его «еллинскими баснями», в том числе – апокатастасисом.

Некоторые еще оспаривают Указ митрополита Сергия (Страгородского) Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию, где осуждается учение протоиерея Сергия Булгакова, в том числе апокатастасис. Они говорят, что это было частное мнение митрополита Сергия, а не мнение Церкви. Поэтому необходимо остановиться еще раз на этом вопросе.
25 августа 1935 г. состоялось архиерейское совещание, которое рассмотрело учение протоиерея Сергия Булгакова. Оно приняло постановление № 93, в котором, в частности, говорится: "Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с "градом Божиим" и "вне" его (Апок 22:15) навеки останется область отвержения, "смерть вторая" (Апок 21:8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. "Бог будет всё" лишь в "сынах Царствия", всё во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией".

Подписали его архиереи, которые в то  время составляли едва ли не всю полноту епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе. Большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец:

Заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский)
Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский)
Митрополит Казанский Серафим (Александров) (расстрелян 2 декабря 1937 г.)
Митрополит Ярославский и Даниловский Павел (Борисовский) (перенес ссылки и лагеря)
Митрополит Ивановский Павел (Гальковский) (расстрелян 28 ноября 1937 г.)
Епископ Мелекесский Артемон (Евстратов) (расстрелян 4 декабря 1937 г.)
Архиепископ Орловский Александр (Щукин) (расстрелян 30 октября 1937 г.)
Епископ Калужский Августин (Беляев) (расстрелян 23 ноября 1937 г.)
Епископ Рыбинский Варлаам (Пикалов) (Скончался 2 августа 1946 года в Нижнетагильском лагере)
Епископ Ульяновский Владимир (Горьковский) (30 декабря 1937 года приговорен к расстрелу)
Архиепископ Харьковский Иннокентий (Летяев) (расстрелян 14 декабря 1937 г)
Управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Александр Лебедев
Указ  Московской Патриархии 1651 от 7 сентября 1935 г. Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию, подписанный Заместителем патриаршего местоблюстителя Сергием, митрополитом Московским и Управляющем делами Московской Патриархии Протоиереем Александром Лебедевым, осуждающий учение протоирея Сергия Булгакова и, в частности, учение об апокатастасисе, дословно повторяет это соборное определение [5].

Существует еще мнение, что святой Исаак Сирин придерживался учения об апокатастасисе. Но это не так. В своем исследовании Юрий Максимов доказывает, что этот текст Исаака Сирина на самом деле ему не принадлежит, но приписывается ему ошибочно.

Там же он ссылается на целый ряд соборных постановлений: Римского, Александрийского, Иерусалимского и Кипрского Соборов 400 года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора, Латеранского Собора 649 года, Константинопольского Собора 1084 года, а кроме того приводит высказывания таких святых отцов, как святители Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой Юстиниан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак Отшельник, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат, преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк Ефесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан Афонский, ясно утверждавших, что грядущее наказание грешникам – реальность, которой не будет конца [6].

Конечно, для некоторых людей свое личное мнение выше не только мнения святых отцов, но даже Соборов. Не удерживает даже страх вечных мук, хотя они в них как раз и не верят. Наш долг постараться спасти души людей от этих самых вечных мук, но, конечно, если человек не желает, Бог не насилует воли человека. Поэтому остается только привести цитату из пророка Иезекииля: Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою (Иез. 33, 9).

 
23.05.2011
 
Примечания:

[1] Святитель Феофан Затворник. Алфавит Духовный. М., 2006 – С.59-60
[2] Карташев А.В. Вселенские Соборы
[3] Каноны или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных и святых отцов на русском языке. СПб., 2000 – С.59
[4] Каноны или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных и святых отцов на русском языке. СПб., 2000 – С.103
[5] М.П. К вопросу о так называемом "единоличном мнении" митрополита Сергия.  Символ. №39. Париж, 1998. - С. 152-153, 166
[6] Юрий Максимов. Вечны ли адские муки? Часть 3




Источник







Яндекс.Метрика