Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Ангелы



Ангелы - бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом.  Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его.

Греческое слово ангелос означает: "посланник", "вестник".  Этим словом определяется, главным образом, отношение ангелов к людям. Они, как наши старшие братья, возвещают нам волю Божию и помогают нам в деле спасения.
Ангелы так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла - не могут грешить, потому и называются святыми ангелами.

Их ум возвышеннее сравнительно с умом человеческим; могуществом и силою, по изъяснению апостола Петра, они превосходят всех людей (2 Петр. 2, 11). Однако и они ограничены в своей силе и знании. Только Бог всемогущ и всеведущ.

Будучи без плоти, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и мгновенно появляются там, где им нужно действовать. Однако  нельзя сказать, чтобы они существовали независимо от пространства и места. Св. Писание изображает ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо. Ангелы созданы бессмертными, как об этом свидетельствует Писание, они умереть не могут (Лк. 20, 36).

Преп. Иоанн Дамаскин:

"Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу".

"Ангелы в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла - не могут грешить, потому и называются святыми ангелами" (Закон Божий).

Ангелы различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Все ангелы разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина.

Так, первый лик: в нем — три чина. Первый чин — Серафимы; второй чин — Херувимы; третий чин — Престолы.

Далее следует второй лик: в нем также три чина. Первый чин — Господства; второй чин — Силы; третий чин — Власти.

Наконец, третий лик, и в нем следующие три чина: первый чин — Начала; второй чин — Архангелы; третий чин — Ангелы.

Православной Церкви известны имена архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

"Много ли ангелов? - пишет священномученик Серафим Звездинский. - Можно ли исчислить их? Нет. Неизмеримо блаженство ангелов, неизмеримо и число их. Они окружают Престол Божий тьмами тем и тысячами тысяч. Видел я, — повествует пророк Даниил, — вот поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми... Огненная река выходила и проводила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7, 9-10). А пастыри Вифлеемские, в святую Рождественскую ночь видели многочисленное воинство небесное, которое воспевало: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Когда Господь Иисус Христос взят был в саду Гефсиманском, и апостол Петр, в защиту Учителя своего, извлек меч свой, ударив раба первосвященникова, Господь сказал Петру: «Возврати меч твой в его место... или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26, 52).

Легионы ангелов... Многочисленное воинство... Тьмы тем и тысячи тысяч... Видите, как слово Божие исчисляет ангелов: всем этим оно хочет сказать нам: мир ангельский — необъятный. Вот почему в слове Божием и сравниваются ангелы со звездами (Иов. 38, 7). Звездами можно любоваться, можно, взирая на них, прославлять Творца, но счесть их нельзя; так и ангелов: можно им молиться, можно воспевать их, но сказать, сколько их, нельзя".

Ангелы не только воспевают славу Богу, но и служат Ему в делах Его промышления о мире вещественном и чувственном. О таком их служении часто говорят св. отцы.

 Св. Григорий Богослов:

"Одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир".

"Каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу (цели), по мгновению Зиждителя всяческих".

Афинагор Афинянин:

Ангелы "поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем".

Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании, как вестники воли Божьей, руководители людей и служители их спасения.

Православная Церковь верует, что каждый крещеный человек имеет своего ангела хранителя, если не отдалил его от себя нечестивой жизнью. Господь Иисус Христос сказал: "Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10).

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о том, как защищают нас ангелы хранители:
 «Если бы ангелы хранители не охраняли нас от козней злых демонов, о, как часто бы тогда мы падали из греха в грех, как бы мучили нас тогда бесы, услаждающиеся мучением людей, что и бывает, когда Господь попускает на время отступить от нас Ангелу хранителю и кознодействовать над нами бесам. Да, Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостью плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые - от них».

Ангелы постоянно совершенствуются. Как духи бесплотные, они в высшей степени способны к внутреннему саморазвитию.

“Престолы, херувимы, серафимы поучаются от Бога, а от них поучаются и низшие чины”, - говорит св. Афанасий.

“Просвещают они друг друга”, - рассуждает св. Иоанн Дамаскин, - “по преимуществу чина или естества”.

Такое учение вошло и в “Православное исповедание веры” (отв. на вопр. 20), в котором говорится: 

“Они (ангелы) поставлены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших”.

Св. Григорий Синаит пишет: «В будущем веке, говорят, ангелы и святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам».


Изображения ангелов на иконах – набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов как посланцев Божиих: крылья – символ быстроты; посох – символ посланничества; зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) – символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог; тороки (развевающиеся ленты в волосах) – символ особого слушания Бога и послушания воле Его; облик прекрасного юноши – символ совершенства.

Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании.

См. тж.: Ангел хранитель

О святых ангелах. – Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий

Природа и назначение ангельского мира. - Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие

Православно-догматическое Богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского:
       1. О мире духовном
       1.1. О духах добрых или ангелах

Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти:  
                          Глава вторая. Православное учение об ангелах  
                          Глава третья. Явления ангелов и бесов в час смерти

Епископ Александр (Милеант). Ангелы благовестники воли Божией

Святые отцы об ангелах

Об ангелах. - Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры

Предание Церкви об ангелах

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово об Ангелах

Ангелы. - Симфония по творениям преп. Исаака Сирина

Святитель Феофан Затворник. Руководство к духовной жизни:

Священномученик Серафим Звездинский. Ангелы

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов

Пространный катехизис св. Филарета Московского (пп. 99-106)





Яндекс.Метрика