Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Акафист

Акафист (от греческого слова «ἀχἀθιστος» - «неседальный») - жанр православной церковной гимнографии, хвалебное песнопение в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангела или святого, исполняемое молящимися стоя ("не садясь").

Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом «Радуйся»,  а 12 кондаков восклицанием «Аллилуия». Древнейшим акафистом и образцом для всех остальных является Акафист Божией Матери.

Иеромонах Иов (Гумеров) рассказывает: «Как жанр христианской гимнографии акафист отличается не только построением, но особым радостным настроением. Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист. Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году». «Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен. В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие».

Первые акафисты, составленные по подобию Акафиста Божией Матери, появились в 14 веке, а массовое составление акафистов началось только в середине 17 века.

«В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся», - пишет иеромонах Иов (Гумеров), - Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Акафисты, кроме акафиста Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе...", не являются уставным, обязательным богослужебным чином. Иногда акафисты читаются в честь праздников особо почитаемых святых на утрени праздничного богослужения или на молебне в самый день праздника. В Уставе Церкви нет особых указаний на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитве. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым: это время, когда христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов».

Во все другие дни года чтение акафистов разрешено. «К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах», - пишет иеромонах Иов (Гумеров).

Дома акафист можно читать в любое время суток, когда это удобно. Читается он так, как в нём самом написано: сначала читаются предначинательные молитвы, потом сам акафист, после 13 кондака читается вновь 1 икос и 1 кондак, и потом молитва. Для чтения акафистов, если только христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение брать не нужно. Но обязательно надо взять у духовника благословение, если христианин возлагает на себя какое-то особое постоянное правило или какой-то обет.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать».

«На чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились, не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

14 мая 2018 года Священный Синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

- Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

- В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

- Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

- Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

- Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.


См. тж.:


Акафист Пресвятой Богородице

Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому

Акафист святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика